Тема июля 2018
Уличная культура и стрит-арт
Пик популярности стрит-арта пришелся на начало 2010-х, и во многом это связано с феноменом Бэнкси: он привлек внимание СМИ и общественности к проектам, реализуемым в городской среде. Фильм «Выход через сувенирную лавку» закрепил позиции уличного искусства в современной культуре, а Instagram сделал его одним из трендов. Фактически, произошла удивительная вещь: уличное искусство, родившееся из протеста, нелегальности, социальных и политических высказываний, было легитимизировано в глазах общества, а затем и государственной власти. Во многом дальнейшее развитие стрит-арта связано с его популяризацией и институционализацией. Появляется множество фестивалей, выставок и галерей, работающих с уличными художниками. Уличное искусство «приручается» и становится инструментом в процессах джентрификации и изменения городской среды. Но одомашнивание уличного искусства приводит к изменению его роли в городской среде: от реакции, от взаимодействия с городом и его жителями оно переходит в разряд украшательства и декорирования. Практическим подтверждением этого является массовое появление легальных монументальных работ (муралов), согласованных государственными учреждениями и никак не взаимодействующих со средой города. Важно осознавать эти изменения, так как уличное искусство на наших глазах превращается из символа борьбы индивидуума за городское пространство, из способа коммуникации, в инструмент улучшения фасадов. Я не утверждаю, что это плохо или хорошо. Каждый должен решить для себя сам, какое уличное искусство он хочет видеть. Но для того, чтобы это решение было объективным, необходимо обладать информацией. В этом месяце мы проследим за изменениями уличного искусства в последние 15-20 лет, отметим интересные проекты, выделим значимых, на наш взгляд, художников, порассуждаем о важности нелегальности в уличном искусстве и состоянии современного российского стрит-арта.