Тема июня 2019
Дизайн как исследование
В XXI веке дизайнер — это скорее исследователь, чем художник. Прошли времена краснодеревщиков и художников-декораторов, которые в своих произведениях, в первую очередь, стремились к самовыражению и работали над эстетикой, опираясь исключительно на личные представления и навыки.Современный дизайнер, помимо вопросов функции и эстетики, берет на себя решение множества других задач. Это и забота об экологии, и трудоустройство ремесленников из развивающихся стран, и, конечно, внимание к психофизическим особенностям человека. Предмет — это уже не просто предмет: за ним стоит серьезный анализ большого объема данных и работа профессионалов из смежных сфер. Форма предмета перестает быть единственным объектом труда дизайнера: профессионал прогнозирует, какое место предмет займет в интерьере и в жизни человека, как он будет меняться со временем и как — утилизироваться. Теперь, прежде, чем спрашивать себя «Как спроектировать этот предмет?», мы спрашиваем: «Зачем?». Ведь миру не нужен еще один новый стул, миру нужны новые идеи и решения, новая философия.В дизайне интерьеров исследования и анализ — это тоже львиная доля работы дизайнера. В век индивидуальности каждый человек достоин среды обитания, специально для него спроектированной: с учетом всех его увлечений, ритма жизни, физических особенностей и потребностей. В той же мере это относится и к проектированию общественных пространств, где, как правило, проект заказывает один человек, работать в нем будут другие люди, а рассчитан он на третьих. Без исследования здесь не обойтись. Это лишь первые мысли, которые возникают у меня на тему дизайна как исследования, и хорошо, что и о них есть возможность поговорить подробнее в течение месяца.