«Свет — это эмоция» — светодизайнеры о проблемах освещения общественных пространств
За последние 5-10 лет в России (а особенно, конечно, в Москве) произошел настоящий «бум» на освещение городских общественных пространств. Но сделать освещение комфортным, избегая при этом светового загрязнения, до сих пор не получается. Разбираемся в современных трендах светодизайна и технических аспектах проектирования вместе со спикерами Interlight Design Academy.
Освещение городов станет основной темой образовательной площадки Interlight Design Academy — она будет работать 10-13 сентября в ЦВК «Экспоцентр». Посещение лекций бесплатное, нужно только заранее зарегистрироваться на выставку Interlight Russia | Intelligent building Russia, в рамках которой будет работать Interlight Design Academy.
Если судить по новостям из мира светодизайна и светотехники, то все силы светового мира сейчас сосредоточены на том, чтобы сделать освещение более человеко-ориентированным. Это связано и с удобством использования освещения и с тем, чтобы учитывать биологические потребности человека, так и с более тонким проектированием, направленным на понимание и удовлетворение нужд людей.
Наталья Маркевич светодизайнер, преподаватель курса «Световой дизайн» в МАРШ
«Сразу хочется сказать, что свет в общественных пространствах должен быть комфортным. Но это довольно размытое понятие и, кроме того, понимание комфорта у каждого свое. Именно поэтому приходится уточнять и давать более развернутые характеристики освещения. Как бы очевидно это ни звучало, самое главное — это то, что свет должен выполнять свое назначение.
Освещение ради освещения не лучшее решение и именно такое проектирование приводит к неудачным результатам.
Воркшоп «RELIGHTING HERITAGE» на «Плутоне»
Любое общественное пространство имеет свои цели и задачи: собрать людей, безопасно провести от одного места в другое; дать насладится архитектурой, пространством или арт-объектами; способствовать общению; притягивать; развлекать; удивлять и многое другое. У разных пространств могут быть совершенно разные задачи, и также одно пространство может вмещать или объединять разные задачи.
Отталкиваясь от задачи можно легко увидеть, что разные задачи требуют разного освещения. Это связанно, как с нашими прямыми потребностями — увидеть лицо собеседника, пройти и не споткнуться, вести машину и видеть дорогу и пешеходов и не быть ослепленными, — так и с нашими ожиданиями от определенного места. Когда наши ожидания и потребности не удовлетворены, мы сталкиваемся с физическим и психологическим дискомфортом. Ошибочно думать, что дискомфорт — это только тогда, когда света недостаточно и лучше сделать с запасом побольше.
Освещение вечерних улиц не такая однозначная задача, как кажется. Избыток света также может раздражать и создавать отталкивающее впечатление, мешать расслабиться или даже не дать уснуть, засвечивая окна квартир».
Световой мастерплан города Химки
Юрий Медведев преподаватель модуля «Освещение общественных пространств» курса «Световой дизайн» в МАРШ
«Если сравнивать спутниковые карты светового загрязнения — современные и, скажем, десятилетней давности, — хорошо видно, как снижается уровень светового загрязнения в развитых странах и одновременно расцветает, как диковинный цветок, световой ореол Москвы. Бурный и малоосмысленный рост числа столь любимых московскими чиновниками «светоточек» вывел Москву в пятерку наиболее ярко освещенных городов мира. К сожалению, большинство населения приветствует этот, на самом деле, довольно печальный факт. В сущности, в нашем городе сформировалась и продолжает формироваться, расползаясь в разные стороны вдоль «вылетных» магистралей, крайне агрессивная световая среда низкого качества.
Это не удивительно и даже типично для стран третьего мира, но, согласитесь, для «лучшего города земли» хотелось бы какой-то другой судьбы.
Пока же московское освещение гораздо чаще поражает дурным вкусом, архаичным стремлением к демонстративному потреблению, расточительным отношением к ресурсам, полным пренебрежением к экологии и зачастую просто отсутствием здравого смысла. Основные черты московской световой среды – чрезмерные яркость и контраст, однообразие приемов освещения, дробность и хаотичность городских светопанорам, зачастую не поддающийся объяснению выбор объектов архитектурного освещения и, наконец, просто запредельный уровень светового загрязнения, апофеозом которого стали весьма популярные в народе проекты разноцветного освещения Воробьевых гор и Бульварного кольца, несомненный ущерб экологии города от которых еще предстоит оценить».
Однако не все так печально: рецепты трансформации световой среды Москвы довольно просты. Необходимо критически оценить последнее десятилетие, сформировать концепцию и следовать ей. В 2008 году году в Москве уже была принята Концепция создания единой светоцветовой среды, однако она не была реализована: о ней просто забыли, и подрядчики не следовали ей.
Human Centric Lighting (с англ. «освещение, ориентированное на человека») — широко известная в кругах светодизайнеров и производителей осветительного оборудования теория, рассказывающая о влиянии света на здоровье и производительность человека.
Дизайн для людей невозможен без интереса к самим людям, эмпатии. Физиология, эмоции, ожидания и рефлексия — все это просто необходимо учитывать при планировании освещения.
Паоло Дата Блин светодизайнер, креативный директор 997a
«Я считаю, что сегодня дизайнер должен быть восприимчивым к новым пространствам, звукам, образу жизни, контексту и к идеям в своей голове — идеям того, что он хочет показать. Я изучал архитектуру и дизайн, но я также изучал театр и искусство танца. Опыт работы сценографом и художником по свету в театре был для меня фундаментальным, потому что в театре свет — это архитектура, в которой живут актеры, и ты можешь создавать разные пространства и локации, просто используя свет.
Главное для светодизайнера — это техническая подготовка и художественное мироощущение.
Дизайн освещения для шоу Габриэля Вациса в Туринском театре
Если кратко описать роль освещения в архитектуре, в интерьере и на мероприятиях, опустив технические нюансы, то получится, что:
– в архитектуре с помощью света мы пытаемся показать правильным образом концепцию здания,
– в интерьере мы пытаемся найти с помощью света правильную атмосферу, исходя из функций помещения,
– на мероприятиях мы рассказываем историю и пытаемся с помощью звука построить стены, создать объем.
Все это делается с целью вызвать эмоции у людей и сделать так, чтобы они получали удовольствие от этого места. Свет — это эмоция. Люди любят освещение, потому что оно связывает их с одним из первобытных страхов — темнотой. Когда мы проектируем освещение для здания, торгового центра или дома мы должны соединять функции и эмоции. Правильный баланс двух этих понятий — наша основная задача.
Сейчас в Европе существует тренд на бледное, неинтенсивное освещение исторических центров, это позволяет людям понять «исторический» уровень света в тот момент, когда города были построены. Мне кажется, в Турине (родной город Паоло — прим. ред.) очень внимательно относятся к городскому освещению: все важные здания города были освещены архитекторами, художниками, которые бережно отнеслись к историческому достоянию. Зимой, на Рождественские праздники, с 1998 года город приглашает множество художников (Ребекка Хорн, Даниэль Бурен, Марио Мерц, Миммо Палладино, Жилберто Зорио) для освещения центра Турина. И результат действительно впечатляет!».
Далеко не всегда понятно, как именно применять теорию «Human Centric Lighting» на практике. Особенно, если нету четко прописанных норм проектирования освещения.
Анастасия Приходько Светодизайнер, основатель проекта «Лаборатория Света», доцент МАрхИ
«В России есть основной документ – СП52.13330.2016, это актуализированная версия СНиП 23–05–95, выпущенного впервые в 1995 году (при этом, в актуализированной версии цифры в разделах «Классификация и нормируемые показатели для пешеходных пространств» и «Нормы наружного освещения городских объектов» почти не отличаются). То есть почти 25 лет назад. Светодиодного освещения тогда еще не существовало.
На что тогда опираться и где брать нормы? Нужно, чтобы кто-то замерял реальную яркость в городском освещении и изучал влияние различных источников света на людей. Сейчас этим, как правило, занимаются только энтузиасты.
Я защищала кандидатскую диссертацию в Московском архитектурном институте на тему: «Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов». Труд был о связи архитектурной формы и освещения, о том, как выразить тектонику здания светом и какое впечатление это производит на конечного зрителя. Для решения этих вопросов я не сидела в библиотеке — там ответов не было. Пришлось провести множество экспериментов: я бегала по ночной Москве с яркомером, замеряя и анализируя яркости исторических объектов (монастырей, театров, усадеб), клеила макеты, освещала их различным образом, и зазывала людей оценить результат, а потом вновь снимала яркостные показатели, делала специальные анкеты-опросники совместно с психологом из РГГУ. В экспериментах приняло участие более 230 человек. Результат — свой выработанный и проверенный подход к освещению исторических зданий и общественных пространств, навык построения эксперимента и очень важное понимание, что ты в своих суждениях и решениях можешь ошибаться, вернее, что они могут устаревать и поэтому всегда стоит держать «руку на пульсе».
Практикум «Лаборатории света»
Недавно я провела новое исследование и подробно расскажу о результатах на Interlight Design Academy в Москве. Мы обратили внимание, что взрослые люди и дети школьного возраста реагируют на световые сценарии по-разному. Вот за этими различиями мы и следили, пытаясь выявить причины и закономерности. А главное — переложить свои находки в рекомендации для проектирования освещения детских пространств. Сейчас очень много сделано для развития детских зон: необычные игровые площадки, специальная мебель, планировки детских комнат, учитывающие необходимость ребенка быть в постоянном движении… а вот подход к освещению в основном традиционный: фонарь на уличной площадке, направленный на игровой комплекс, люстра в комнате или встроенная светодиодная лента. Достаточно ли этого для комфорта ребенка?
В ходе эксперимента мы измеряли яркость и освещенность световых сцен, а детский психолог подсказывал, на какие поведенческие особенности юных участников стоит обратить внимание».
Практикум «Лаборатории света»
«Начинающим специалистам я бы рекомендовала начать с проверенных временем, но не устаревших книг о светодизайне: «Световая Архитектура» (Н.М. Гусев и В.Г.Макаревич) и «Световой дизайн города» (Н.И. Щепетков). В первой книге звучит удивительная мысль, что именно природный свет диктовал зодчим древности форму архитектурных элементов и пластику фасадов. Свет как естественный, так и искусственный трактуется здесь как строительный материал, такой же, как и камень, бетон, стекло… Аргументы в формате исследований авторами большого количества архитектурных объектов весьма убедительны. Монография Н.И. Щепеткова — масштабный глубокий труд, начинающийся с основ светотехники и завершающийся вопросами световой урбанистики. Написан непростым для современного читателя научным языком, но, если вы его осилите, почерпнете массу полезной информации.
Также в свое время мне очень понравилась книга Light Perspectives, выпущенная ERCO. Здесь много качественного иллюстративного материала и рекомендаций по решению небольших, но очень конкретных задач: как осветить глянцевый объект, как зрительно сломать форму, как визуально увеличить или уменьшить расстояние до объекта средствами светодизайна и т.д. Интересны труды Ричарда Келли, предлагающие универсальную схему освещения, позволяющую создавать нестандартные концептуальные проекты».
Фото на обложке: Практикум «Лаборатории света»
Узнать больше о трендах освещениях городских пространств от лучших специалистов России и Европы можно будет на открытой образовательной площадке Interlight Design Academy, которая будет работать 10-13 сентября в рамках выставки Interlight Russia | Intelligent building Russia. Вход бесплатный, но организаторы просят регистрироваться заранее.