
«Дышащая» голова, уральский фольклор и портал в цифровой мир: что смотреть на выставке «Жили-были: Царство русской сказки»
В середине октября в ЦСИ Винзавод стартовала выставка «Жили-были: Царство русской сказки». Команда перезапустила проект прошлого года, и теперь он охватывает еще больше пространств, сюжетов и персонажей, открывая для зрителей механизмы сказки. Рассказываем, что можно увидеть на экспозиции до 31 января 2026 года.
Сказка как часть культурного кода
Продолжение проекта «Жили-были: Царство русской сказки» выходит за рамки привычной экспозиции, превращаясь в полноценное исследование русской сказки как культурного кода и источника коллективного воображения. Образы Пушкина, Афанасьева, Даля и Проппа, знакомые всем фантастические персонажи и даже советские сказки: как и в прошлом году, выставка погружает зрителей в волшебный мир, однако теперь в большем масштабе. Организаторы стремятся раскрыть сами механизмы сказки — архетипы, символику и внутренние смыслы, — переосмысляя элементы экспозиции, от архитектуры маршрута до визуальных образов и нарратива.
Фото: Алексей Калиновский
По словам куратора Полины Котовой, команде проекта было важно показать прежде всего трансформацию постоянных элементов русской сказки: от народных сказаний до советских интерпретаций и современной мифологии. Попадая в иммерсивные пространства выставки, гости словно сами становятся персонажами, переживая опыт личной трансформации.
Работы участников
Зелье выносливости, Зелье маны, Зелье здоровья Александр Крылов

Фото: Алексей Калиновский
Серия «Зелья» состоит из трех картин-диптихов, которые проводят параллели между виртуальными зельями из игр и предметами из нашей повседневности. В играх эти зелья работают на баланс и помогают в прохождении уровней, поддерживая жизнь и способности персонажа. Александр Крылов предлагает взглянуть на некоторые вещи через эту призму: буквальные лекарства или духовные элементы мы используем как ресурсы для пополнения своих «жизненных шкал». Таким образом, человек предстает как единица, постоянно нуждающаяся в таких «зельях» — предметах, которые помогают нам справляться с трудностями и двигаться дальше.
Врата Recycle Group

Фото: Алексей Калиновский
Сказочный мир делится на «наш» и «не наш», «чужой» и «смещенный» относительно человеческого: «иное» царство может, например, уходить в толщу земли. В контексте выставки работа Recycle Group указывает на еще один «иной» мир. Словно сделанная из проводов арка служит порталом в цифровое измерение, где души «праведных» пользователей могут обрести бессмертие.
Снегурочка и НЛО Елена Ковылина

Фото: Алексей Калиновский
Работы Елены Ковылиной напоминают: категории возможного и невозможного относительны. Некоторые описанные в сказках явления однажды казались человеку вполне объяснимыми, а сегодня представляются читателю сущей небылью и хранят в себе след устаревших, развеянных представлений о мире. И наоборот: сказочное волшебство предвосхитило целую череду научных открытий, ставших для нас обыденностью. В контексте выставки эти работы рассказывают о сказке как о живых структурах, с помощью которых современность интерпретирует собственный опыт.
post- Анна Комарова


Фото справа: Алексей Калиновский
Мифологизация природы, свойственная архаическому мировосприятию, сохранилась в народных сказках, поэтому лес в них живет по своим законам и не подчиняется человеку. Дерево же становится символом жизни. Сегодня эта жизнь может принимать разные формы, объединяя органическое и искусственное начало. К этому отсылает работа Анны Комаровой post-. Из подвешенных стволов деревьев доносятся звуки, которые вместе образуют абстрактное звучание природы. Объекты воплощают пограничное состояние между живым и мертвым: у этих деревьев нет корней и связи с землей, при этом они звучат, наполненные искусственной, техногенной жизнью. Прикоснувшись или обняв одно из них, можно ощутить его подобный сердцебиению ритм.
Великий Полоз Устина Яковлева

В уральских сказах П. П. Бажова, которые уходят корнями в местные легенды и сочетают их с элементами промышленного фольклора, горная природа и ее драгоценности становятся важными мотивами — вокруг них разворачиваются сюжеты и происходит становление героев. Хотя центральными персонажами сказов стали мастера, чья работа практически синонимична покорению природы и подчинению ее человеку, сюжеты склоняют читателя к гармоничному единению с ней. Воплощенная в образе Великого Полоза, природа награждает героев по справедливости, а иногда — по необъяснимой воле случая: дидактические по своему сюжету и тональности, мрачноватые сказы П. П. Бажова нередко напоминают о неизбежности судьбы.
Сестра хаоса 1,2,3 Даня Пирогов

Фото: Алексей Калиновский
Работы Дани Пирогова из проекта «Дикое подземное» обращаются к теме подземного как к метафоре внутреннего опыта. Художник не следует буквальной логике преданий о земнородных чудовищах, пещерных лабиринтах и зарытых сокровищах, но ищет в самой тьме способ ощутить форму неведомой стихии. Его визуальное размышление об образах скрытой от глаз силы превращается в опыт внутреннего нисхождения — погружения в черную бездну земли или собственного «Я». Создавая архаичные и тревожные формы, которых словно породила сама стихия, Пирогов возвращает зрителя к состоянию первобытного контакта с «иным», не поддающимся рациональному объяснению.
Для чего? Диана Мачулина

Диана Мачулина превращает старинные коромысла в стрелковые луки, показывая, как предметы и символы разных эпох могут быть переосмыслены в новых контекстах. Художница исследует женскую силу и демонстрирует, что культура одновременно хранит историческое наследие и открыта для новых интерпретаций.
Три богатыря Николай Табачков


Эта работа Николая Табачкова выполнена из листового алюминия, рисунок на котором создан методом травления. Образ ковра на стене отсылает к давней традиции: в деревенских домах он служил украшением, своеобразной «живописью» интерьера, а позже приобрел и утилитарную функцию. В интерпретации художника ковер становится одновременно предметом иронии и ностальгическим символом, возвращающим к детским воспоминаниям и образам домашнего уюта.
Автопортрет Иван Горшков

Работа Ивана Горшкова — огромная «дышащая» голова, в которой, несмотря на название, можно распознать водяного или другое болотное существо. Его произведения рождаются из смешения разнородных элементов — живого и неживого, природного и искусственного, органического и индустриального. Они будто собраны из обломков современного мира, но сохраняют архетипическую силу мифологического образа.
Фото на обложке: Алексей Калиновский.




