Все связано: локальные и глобальные тренды
В рамках темы месяца Design Mate в сентябре, «Дизайн без границ», мы задумались о том, как сосуществуют глобальные и локальные тренды, и могут ли они оказывать влияние друг на друга, когда «национальная идентичность перестает существовать сама по себе, но обогащает единое информационное поле, и дизайн превращается в живую материю, которая постоянно совершенствуется».
Откуда берутся тренды, как их распознать и как связаны между собой локальные и глобальные тренды? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратились к команде дизайнеров и исследователей Designet Team. В этот раз за команду отвечал Владимир Самойлов, в тени остались Александр Матвеев, Денис Черданцев и Данил Соколов.
Владимир Самойлов практикующий промышленный и графический дизайнер, тренд-аналитик
Откуда берутся тренды
Тренд — поток взаимосвязанных изменений в культуре, технологиях и обществе, влияющий на потребительские предпочтения и дизайн продуктов. Сумма отдельных векторов, к чему стремятся люди.
Тренды, в основном, появляются из трех источников: пользователя, дизайнеров и технологий.
Кроссовки Adidas из переработанного пластика
Пример тренда от запросов пользователя (редко) – эко-запрос «Спасем планету». Он породил тренд на переработку океанского мусора и создание из продуктов переработки чего-то еще более крутого (тренд upcycling) — лимитед коллекций кроссовок Adidas. Чаще тренды исходят от дизайнеров и методов (технологий) производства. Дизайнер (архитектор) находит крутой язык формообразования, и это потом перекидывается на остальное. Пример — хадидовщина, текучая геометрия, формообразование зданий и объектов от Захи Хадид, основанная на технологиях алгоритмического проектирования. Четвертый айфон, открывший эпоху алюминия и стекла в гаджетах (на смену пластику). Nike, разработавший технологию 3d-вязания в обуви — сейчас это используется всеми брендами. Чем больше развивается технология, тем сильнее тренд.
Еще есть эксперименты лидеров мнений. Копирование поклонниками превращает их в тренд. Также визионеры-изобретатели исследуют и чувствуют потребности людей и разрабатывают технологии для продуктов, которые будут удовлетворять потребности новым образом.
3D-кроссовки Nike
Как распознать новый тренд
Тем, кто профессионально занимается этой сферой, нужно быть в теме и учиться замечать слабые сигналы: ездить на выставки, смотреть в маргинальных областях, стыковать нестыкуемое. Постоянно просеивать, как кит планктон, тематические тренд- и дизайн-ресурсы.
Для потребителя и интересующихся темой есть дизайн-ресурсы и журналы. Этого достаточно для ощущения потока, которым можно пользоваться как внутренним компасом.
Как связаны между собой локальные и глобальные (мировые) тренды
Сегодня все тренды глобальны в той или иной степени из-за интернета и медиа. Локальный тренд скорее никогда не станет глобальным, по причине закрытости культурных кодов. Прямой связи локально-глобально нет. Важно, есть потенциал или нет. Если есть — стоит заметить и понаблюдать развитие. Если нет — тренд останется на месте и зачахнет.
Интерьер французского дизайнера Камиллы Валалы, большой поклонницы стиля Мемфис
Возрождение итальянского локального в 80-х годах тренда Мемфис превратилось в Неомемфис и распространилось повсеместно за два-три года, опять же в рамках моды на 80-е годы вообще.
Мировой тренд на кроссовки начался со спорта и субкультуры. Сейчас это тотальный лайфстайл. То же самое относится и к рэпу. Трансформация локальных американских культурных особенностей – всемирно признанный стиль исполнения и язык молодежи.
Россия в силу размера — часть глобального пространства, и имеет большой потенциал, который при стечении обстоятельств обязательно будет ощутим. Пример: недавняя история про то, как русские надписи стали популярны в мире моды. Любой тренд должен соотноситься с нишей рынка, в которой он имеет смысл.
Невозможно создать моду на бересту и распространить ее на все подряд.
Что сейчас в тренде в России, но не в остальном мире, и наоборот
Все тренды едины. У нас может что-то запаздывает, или чего-то быть меньше, но есть все, адаптированное под нашу культуру. Тот же эко-тренд проявлен намного меньше, чем в мире в целом, но он есть. Еще раз вспомним про глобальность и закроем тему.
На обложке: Aldo's 2015 Holiday, Leta Sobierajski.