
Литература в музеях: как презентовать рукописи и архивные снимки, чтобы это было интересно
14-16 ноября в Санкт-Петербурге пройдет VIII международный культурный форум. В числе мероприятий форума — круглый стол «Литературные музеи как центры интеллектуального туризма: Россия и Европа», где будут обсуждать роль музеев в самоидентификации регионов и их популяризацию в целом. С представителями самых разных литературных музеев в России и мире мы поговорили о том, каким должен быть литературный музей, чтобы в нем было интересно, какие технологии сейчас используют для представления экспозиции и как связаны между собой архитектура пространства и выставочные экспонаты.
Спикеры
Екатерина Толстая директор Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» (Россия)
Сара Наварро директор Культурного центра Фредерико Гарсиа Лорки (Испания)
Майра Валтере куратор образовательных проектов (Латвия)
Хайке Гфрерайс руководитель Музея современной литературы Немецкого литературного архива города Марбаха (Германия)
Варвара Тсака директор Музея Никоса Казандзакиса (Греция)
В чем заключается главная специфика литературного музея?
Екатерина Толстая: Особенность литературных музеев — в тематической направленности. Тему экспозиции такого музея можно представить синтезом различных экспонатов: это не только книги, но и бытовые предметы, произведения изобразительного искусства, документы. Хорошая литературная экспозиция раскрывает целый спектр тем, знакомит аудиторию с историческим контекстом эпохи, к которой принадлежат те или иные произведения, рассказывая о жизни автора произведений, раскрывает его внутренний мир.

Зала дома Льва Толстого в Ясной Поляне
Отдельная категория — литературно-мемориальные музеи; дома-музеи и музеи-квартиры. Для них характерна высокая степень мемориальности, сохранности предметов. Например, в Ясной Поляне все предметы расставлены так же, как было в последний год жизни Толстого.
Сара Наварро: Для многих людей музей — это, по-прежнему, такое место, где можно «посмотреть» искусство, увидеть интересные или ценные предметы. В этом смысле интересно, что наши коллекции обычно состоят из документов и книг, а также рукописей — совокупности нематериального культурного наследия, которое трудно «показать» и еще сложнее «увидеть». Может показаться, что в этом — недостаток литературных музеев, но, на самом деле, это только делает нашу работу более гибкой. Тот факт, что литературное произведение нельзя выставить в витрину или повесить на стену, заставляет нас подключать креативность: мы устраиваем публичные чтения, организуем книжные клубы, презентации книг. Все это — не ограничение, а возможность, потому что облегчает взаимодействие с аудиторией и позволяет делиться с ней опытом.
Хайке Гфрерайс: Для меня литература — это, прежде всего, искусство, поэтому литературные и художественные музеи, по-моему, очень близки. Разница в том, что произведения литературного музея — это слова на бумаге, а не цвета и линии, как в художественном музее. Сейчас эти границы становятся еще более размытыми, ведь так или иначе искусство — это акт эстетического отчуждения и остранения. Как сказал Виктор Скловский в 1916 году: «Цель искусства — передать ощущение объекта как видение, а не как распознавание; процесс искусства это процесс «отчуждения» вещей и процесс усугубления формы, процесс, который увеличивает сложность и продолжительность восприятия, поскольку процесс восприятия в искусстве является самоцелью и должен быть продолжительным; искусство является средством переживания создание вещи». На литературных выставках каждый может испытать этот опыт, и особенно впечатляющее здесь — видеть процесс работы над рукописью.
Такие выставки — сами по себе искусство.
Они должны быть более информативными и перформативными, чем выставка классического искусства, чтобы дать зрителю возможность увидеть и почувствовать объект экспозиции. Так, литературные выставки все больше напоминают лаборатории для получения альтернативного литературного опыта, не привязанного к чтению книги.
Варвара Тсака: Литературные музеи направлены на более узкую, не массовую публику. Посетитель литературного музея, особенно если он посвящен творчеству конкретного писателя, уже хорошо знаком с автором и эмоционально связан с историей, которую прочитал, и музей для него — возможность хоть и ненадолго, но оказаться в мире, где реальное и воображаемое едины. Это внутреннее переживание, опыт, отличный от посещения других музеев.
Музей Никоса Казандзакиса
Каким должен быть литературный музей, чтобы быть интересным?
Екатерина Толстая: Открытым для любых групп посетителей, готовым принять совершенно разных людей с разными запросами. Не только литературный, но и любой современный музей должен идти в ногу со временем, должен расширять свои границы, например, выходить в Интернет — туда, где может быть его потенциальная аудитория.
Майра Вальтере: Традиция создания музеев ориентирована на сохранение материальной культуры. В литературном музее нематериальная культура эквивалентна и, возможно, даже более значима, чем материальная. С одной стороны, это затрудняет создание экспозиции и выставок, выбор предметов для коллекций. С другой, — это дает больше возможностей для интерпретаций и творческих поисков. А еще гид в литературных музеях играют более специфическую роль, чем в других музеях. Часто именно гид — тот медиатор, который способен связать видимую, экспонируемую материальную культуру с рассказом об образе мысли писателя.
Какие технологии для этого используются?
Екатерина Толстая: В Доме Толстого представлена классическая мемориальная экспозиция, на экспозиции «Что такое искусство?» во Флигеле Кузминских есть экраны с видеороликами, дополняющими основное повествование. Отдельное направление, несколько лет назад появившееся в нашем музее, — мультимедийные спецпроекты. Одним из первых стал проект «Дом_пробел», воссоздающий образ одного из утраченных усадебных объектов — дома, в котором родился Лев Толстой. Ряд проектов рассказывает об истории семьи Толстых, библиотеке писателя, семейных портретах с использованием изображений предметов из мемориальной экспозиции. Так мы делаем музейную коллекцию доступной той аудитории, которая не может приехать в Ясную Поляну.
Сара Наваро: В центре Фредерико Гарсиа Лорки мы используем как традиционные выставочные технологии, так и современные — в совокупности они делают посещение экспозиции комфортным для всех типов посетителей.
Культурный центр Фредерико Гарсиа Лорки
До недавнего времени наши выставки включали небольшое количество интерактивных и мультимедийных технологий, и в основном это были аудиовизуальные инструменты: мониторы и проекторы. Но сейчас мы работаем над новой стратегией и собираемся включать больше технологий. Так, мы собираемся интегрировать наши социальные сети в пространство экспозиции, например, использовать QR-метки и значки дополненной реальности, по которым можно перейти к соответствующему контенту на нашем YouTube-канале или прослушать подкаст на тему выставки.
Майра Вальтере: Музей поэта Яниса Акуратерса, где я работаю, был основан в 1991 году, он расположен в собственном доме поэта, построенном в 1933 году. У посетителей есть возможность увидеть, как семья поэта жила в 30-е годы XX века, когда был телефон, электричество и радио, но других современных технологий еще не было. Чтобы продемонстрировать это аутентичное пространство, мы используем только одну технологию — аудиогид. Это осознанный выбор.
Музей поэта Яниса Акуратерса
Хайке Гфрерайс: В Музее современной литературы Марбаха мы в основном используем аналоговые и очень простые инструменты для презентации экспонатов — выставляем их в музейных витринах, под стеклом или пленкой. Кроме того, мы используем интерактивные форматы выставок — чтения, концерты и семинары, — которые напрямую взаимодействуют с конкретными выставочными экспонатами.
Фрагмент выставки «Into the blue! Nature and Literature», Музей современной литературы Немецкого литературного архива города Марбаха
Это очень важно для получения альтернативного литературного опыта.
Варвара Тсака: Музей Никоса Казандзакиса открылся в 1983 году, а в 2009 был серьезно реконструирован: изменилась структура повествования и были интегрированы новые технологии. Сегодня посетитель музея может путешествовать по выставке вместе с аудиогидом, который дает более полное представление о жизни автора, исследовать не выставленные на стендах документы с помощью интерактивных дисплеев, и получить полный доступ к экспозиции благодаря мобильному приложению.

Музей Никоса Казандзакиса
Как в литературном музее связаны между собой архитектура пространства и экспозиция?
Екатерина Толстая: В Ясной Поляне экспозицию составляет все пространство усадьбы. Это не только архитектурный ансамбль, но и сады, леса, парки. Мы стараемся поддерживать усадебную жизнь по образцу XIX века: у нас есть лошади, пасека с пчелами, летом мы выходим на сенокос, собираем сено, сажаем огород, работаем в теплице. Дома писателя и усадьба сохранены по образцу 1910 года. Мы не можем перенести экспонат из одной комнаты в другую, заменить его, поскольку нарушится мемориальность. Однако именно архитектура дома, расположение комнат и предметов определяют содержание и ход экскурсии. Так что в нашем случае связь между архитектурой пространства и экспозицией была заложена еще до открытия музея.
Дом Льва Толстого в Ясной Поляне
Сара Наварро: С точки зрения архитектуры, в сердце здания находится архив Гарсии Лорки. Он хранится в условиях максимальной безопасности и окружен библиотекой, коридорами и выставочными залами. Внушительная архитектура центра отдает дань, хрупким и ценным рукописям, которые он призван хранить и защищать.

Культурный центр Фредерико Гарсиа Лорки
Майра Вальтере: Большинство литературных музеев расположены в зданиях, не предназначенных для музейного использования. Более того, часть из них не предполагает большого количества людей. Так что большая проблема таких пространств — маленькие выставочные площади. В Латвии около 30 литературных музеев, и только 5 музеев могут похвастаться тем, что находятся в зданиях, построенных писателями под себя. Такие музеи — это, своего рода, отражение вкуса писателя, воплощение его «архитектурного воображения».

Культурный центр Кнута Гамсуна, тоже в Норвегии
Зданий, построенных специально для литературного музея, в мире почти нет. Но в тех редких случаях, когда это есть, архитектура становится своего рода метафорой образа мысли писателя. Так, музей норвежской писательницы Сигрид Унсет в Лиллехаммере, с одной стороны, иллюстрирует изоляцию писательницы от общества, а с другой, — показывает ее открытость миру природы. А культурный центр Кнута Гамсуна, тоже в Норвегии, — это некий архетип, сжатая сущность духа в пространстве и свете, отражение характера писателя архитектурными средствами.
Хайке Гфрерайс: Архитектура — это всегда неотъемлемая часть экспозиции (даже если она почти незаметна). Выставка, которая проходит в огромном выставочном пространстве музея, работает совсем иначе, нежели в тесном доме писателя. Попробуйте, например, выставить ведро с красной краской или рукопись «Процесса» Кафки в «белом кубе» художественной галереи или маленьком писательском кабинете XIX века — в обоих случаях восприятие будет совершенно отличное. Это, кстати, касается и тех случаев, когда рукопись и ведро сталкиваются — экспозиции часто бывают построены на синтезе различных объектов и пространств, текстов и изображений, движений и атмосфер.

Здание музея современной литературы Немецкого литературного архива города Марбаха, архитекторы проекта — David Chipperfield Architects
Варвара Тсака: Поскольку музей Никоса Казандзакиса находится не в доме автора, мы много работали над дизайном пространства и особенно, экспозицией выставки, чтобы создать впечатление, будто это место непосредственно связано с писателем. Сейчас строительство музеев во многом направлено на то, чтобы сделать их как можно более привлекательными для посетителей, так что архитектура и дизайн, я думаю, и дальше будут играть решающую роль на всех уровнях: от инфраструктуры здания и прилегающей территории до экспонирования, освещения выставочных зон и продуманной навигации для посетителей.
Фото на обложке: Музей современной литературы Немецкого литературного архива города Марбаха. В материале использованы фотографии пресс-службы музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».
Благодарим за помощь в подготовке материала VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум.