Холст размером с этикетку: Дали, Хокни и Кунс рисуют для французской винодельни
В деревеньке Пойяк, винодельческой коммуне в Бордо, хранится выдающаяся коллекция искусства. Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Доротея Таннинг, Френсис Бэкон и Дэвид Хокни – одни из самых знаменитых художников за последние 100 лет создавали свои произведения на неожиданно маленьких холстах – этикетках для самых дорогих вин в мире.
С 1945 года ежегодно один художник придумывает этикетку для винной бутылки Château Mouton Rothschild. Коллекция бутылок с авторскими этакетками будет продана на аукционах Sotheby's в Гонконге, Лондоне и Нью-Йорке – вырученные средства пойдут на восстановление Версальского дворца. В каждом из 75 выставленных на продажу кейсов будет по пять бутылок Mouton Rothschild с арт-этикетками: итальянского художника и скульптора, представителя «арте повера», лэнд-арта и концептуального искусства Джузеппе Пеноне (2005 год), французского концептуалиста Бернара Вене (2007), британско-индийского скульптора Аниша Капура (2009), Джеффа Кунса (2010) и современного японского художника-минималиста Ли Уфана (2013). Предварительная стоимость – около $ 4 000–20 000.
Слева – этикетка Джеффа Кунса, справа – его работа «Gazing Ball (da Vinci Mona Lisa)», Galerie de Bellefeuille
Заказывать художникам росписи этикеток для винных бутылок винодельня начала вместе с окончанием Второй мировой войны, но сама идея возникла двумя десятилетиями раньше. В 1924 году 22-летний барон Филипп де Ротшильд решил внести коррективы в ведение винодельческого дела и отказаться от традиционных этикеток. Когда он взял на себя управление семейной винодельней, он, кроме того, руководил театром в Париже и предложить расписывать этикетки художнику театральных афиш. Тот согласился. Когда началась война, семья де Ротшильд покинула Францию, а их особняк в Шато Мутон-Ротшильд был оккупирован немецкими войсками. После окончания войны Филипп вернулся в старый дом и обнаружил, что виноградники не пострадали. Он с энтузиазмом взялся за возрождение винодельни и снова обратился к идее создания дизайнерских этикеток. Филипп был уверен: вино и искусство очень тесно связаны, и нужно подчеркнуть эту связь.
Слева – этикетка Дэвида Хокни, справа его картина «Barry Humphries, 26th, 27th, 28th March 2015» из музея Гуггенхайма в Бильбао
Вторая жена барона, Полина, писатель и модельер, дружила со многими художниками, включая Сальвадора Дали (он стал автором этикетки в 1958 году), Генри Мура (1964) и Марка Шагала (1970), и каждый год помогал мужу находить художника. В 1980-х годах управление бизнесом взяла на себя дочь барона Филиппина – поиск художников для этикеток лег на ее плечи. Смелая и настойчивая, она даже напросилась на встречу с большим режиссером Джоном Хьюстоном и, несмотря на отказ, отказалась уходить до тех пор, пока ни убедила его принять приглашение поучаствовать в проекте. Когда в 2014 году Филиппина умерла, отбором художников занялись ее дети, Филипп Серейс де Ротшильд, его брат Жюльен и их сестра Камилла.
Слева – этикетка Фрэнсиса Бэкона, справа – его картина «Triptych in Memory of George Dyer» из Marlborough London
Это сложный процесс, который каждый год начинается заново. Сначала Филипп, Жюльен и Камилла изучают работы художников, смотрят, что они делают и как работают, потом выбирают из всех пару имен и начинают более предметную работу. Художники получают информацию о виноградниках, примеры этикеток, которые были нарисованы до них, а также снимки некоторых исторических предметов, которые хранятся в музее винодельни (например, древнегреческого винного сосуда и гобелена XVI века). То, каким будет конечный результат, решает сам художник. Так, для этикетки 2010 года Кунс нарисовал поверх помпейской фрески с Венерой серебряные линии, которые складываются в чашу – символ вина и женственности. Три года спустя Уфан нарисовал одним прикосновением кисти медитативную малиновую чашу – ее простота сочеталась со сложным фруктовым и пряным вкусом вина с нотами кофейных зерен, ванили и шоколада.
Слева – этикетка Аниша Капуры, справа – его картина «1000 Names» из Galleria Continua
Эта коллекция – своего рода кураторский проект семьи Ротшильд. Члены семьи намеренно не ориентируются на популярные течения и веяния и обращаются исключительно к тем художникам, которых любят сами. Каждая новая этикетка выставляется в галерее, которая открылась на винодельне в 2013 году, а уникальной коллекцию делает не только кураторский подход, но и огромное разнообразие художественных интерпретаций и стилей, от похожей на детский рисунок картинки зебры Люсьена Фрейда (2006) до акварельных сосен принца Чарльза (2004).
На обложке – этикетка с рисунком Джеффа Кунса.