Сабрина Биньями и Алессандро Капелларо из b-arch – о московских ресторанах, коврах и разнице менталитетов
Сабрина Биньями и Алессандро Капелларо — удивительный дизайн-дуэт из Прато, хотя у нас сказали бы скорей «из Флоренции». Широкую известность в узких российских дизайн-кругах они получили благодаря работе над интерьером московской версии культового петербургского бара Big Wine Freaks, открывшейся полтора года назад на Большой Никитской. Ностальгический богемный интерьер попал в шорт-листы авторитетных мировых профессиональных премий Restaurant Design Awards и German Design Awards (здесь «Фрики» даже удостоились special mention). Это отнюдь не первая работа дизайнеров в России: на их счету несколько частных и общественных пространств в Москве и Петербурге. А в ближайшее время откроет свои двери новый проект, к которому они приложили руку, — итальянский ресторан Аркадия Новикова на Цветном бульваре.
Интерьеры студии b-arch не спутать ни с какими другими: тонкое сочетание исторической чуткости и трендов, интеллигентность и внимание к деталям отличают их от всего, что мы привыкли видеть в Москве.
О работе с итальянскими, азиатскими и российскими заказчиками, разнице менталитетов, синергии в творчестве, любимых проектах и Миланской неделе дизайна мы поговорили с Сабриной и Алессандро за долгим ужином во Флоренции.
Об идее интерьера Big Wine Freaks
Алессандро Капелларо: Обыкновенно все начинается с брифа заказчика, и брифы бывают очень разные. Вот работа над Big Wine Freaks началась с долгих, долгих разговоров обо всем — во Флоренции, в Петербурге. Я должен сразу сказать важную вещь: «Фрики» не были бы такими, если бы не заказчик, особенный в своем роде. Артем Цхакая (совладелец и автор концепции Big Wine Freaks — прим. авт.) был равноценным, если не сказать ведущим, участником созидательного процесса.
Нам всем было очень важно создать интерьер, который будет не просто идеально красивым или удобным, но и понятным людям. К тому моменту мы с Артемом и его партнером Владимиром Басовым уже построили вместе ресторан «Морошка для Пушкина» в Петербурге. Несмотря на признания критиков, городом этот эстетский ресторан нордической кухни в здании Круглого рынка Кваренги на набережной Мойки остался не понят. Здесь же, через дорогу от одной из «семи сестер» на Краснопресненской, нужно было что-то совсем другое.
Интерьер ресторана «Морошка для Пушкина»
Сабрина Биньями: Интерьер Big Wine Freaks — это не «прямая» работа, а работа «между строк», между объектов.
И основная идея проекта заключалась в слове «свобода»: свобода поиска и самовыражения.
Про русское, ковры, подъезды и Ginori
Артем хотел передать идею московского андеграунда 80-х годов. Не что-то конкретное, а скорее ощущение: мода, музыка и предчувствие чего-то нового. Мы делали вместе бесконечные наброски. Входную группу, например, думали оформить в стилистике советско-российского подъезда с вот этими двухцветными сине-белыми линиями и даже граффити. Искали обои и были одержимы поисками необходимого оттенка патины…
Сабрина Биньями: Потом появился ковер. Когда-то давно мы работали над домом одного российского бизнесмена — мне так запомнились ковры на стенах, которые я видела в российских домах. В Италии это, прямо скажем, никогда не было распространено: повесить на стену ковер. А вот в России — прямо традиция. Прошло время — и появились вот эти кампейны Gucci с коврами в качестве системообразующих элементов.
Ковер в корнере Gucci в Chadstone Shopping Centre в Мельбурне.
Вешать ковры как в советских квартирах мы не стали, конечно, пошли иным путем: наши ковры в Big Wine Freaks — произведения искусства от дизайнера Яна Ката из серии From Russia With Love. На создание серии Ката вдохновили картины художника Малявина — все эти роскошные русские женщины, богатство природы и русская провинция. Такой вот твист.
«Танец», Малявин Ф.А.
Мы, конечно, все намучились с этими коврами: один из трех нам с заказчиками даже пришлось разрезать пополам — решили, что так будет лучше смотреться. В ночь перед открытием бара, представляете? Это так по-русски — в лучшем смысле этого слова! Момент один из членов команды даже запечатлел на видео на айфон.
Ковры дизайнера Яна Ката из серии From Russia With Love в интерьере Big Wine Freaks.
Посуда в Big Wine Freaks тоже очень особенная: наш общий выбор пал на серию Oriente легендарной итальянской мануфактуры Richard Ginori. Эти тарелки с выполненными вручную росписями, как выяснилось, отзываются в сердце многих русских чем-то родным. Эта серия, кстати, для домашнего, а не ресторанного использования — и наши партнеры на мануфактуре были порядком удивлены нашим заказом вначале. Зато теперь они обожают «Фрики» и постоянно используют их фотографии в своих коммуникациях.
Уже потом, сильно позже, владельцы добавили еще гжельского фарфора и жостовских подносов: наверное, так и выглядит русская идея и русский шик в нашем представлении.
Посуда Oriente, Richard Ginori
Жостовский поднос
Интерьер и сценарии поведения
Сабрина Биньями: Нам было важно создать вечернюю атмосферу с легким намеком на культуру дискотек. Конечно, дискотеки в Италии и в Советском Cоюзе были совсем разные, но атмосфера единения и праздника их, думается, объединяла. Она-то нам и была нужна.
Алессандро Капелларо: Во «Фриках» интерьер создает сценарий поведения людей. Такой организации пространства и такого понимания, что и как делают гости, зайдя в бар, нет, пожалуй, больше нигде. Диджей-станция прямо посреди зала, между людей, высокие стойки с посадкой с обеих сторон — все это создает движение и располагает к общению и знакомствам. Это театр, и основные действующие лица в нем – гости. Именно гости создают атмосферу, именно гости делают «Фрики» «Фриками».
Интерьер Big Wine Freaks в Москве.
Big Wine Freaks — для нас очень смелый проект, в нем много непростых решений, которые удалось реализовать. Здесь и сочетания несочетаемых элементов, и открытый потолок девятнадцатого века, и сложные фактуры, и микс итальянского винтажа с самой трендовой современной мебелью, и свет.
Свет — еще одна заслуга Артема: нам нужен был — конечно же! — особенный, атмосферный сценарий освещения. Для работы над ним Артем пригласил знакомого театрального художника. В итоге мы отказались от всех прямых источников освещения, а световые пятна на поверхностях ковров и стоек стали еще одной отличительная особенность бара, которая остается в памяти навсегда.
Аллюзии и цитаты: как сделать второе место флагманом
Нам было важно ни в чем не повторять петербургского «старшего брата»: московский проект должен был (и действительно стал) флагманом, а не цитатой. Петербургские «Фрики» открылись в 2014 году в совсем непонятном — а нынче таком модном — районе Петроградской стороны, вдали от центра города. Лофтовый интерьер контрастировал со всей окружающей действительностью промзоны, вызывал удивление. Дизайн петербургского бара — не наша заслуга (хотя мы консультировали и помогали в работе).
Интерьер Big Wine Freaks в Санкт-Петербурге
В Москве же нашим с Артемом общим девизом стал «escape from the loft»: никаких аллюзий на лофт, никакого индастриала. Но не показать связь двух мест было нельзя: петербургские «Фрики» за короткий срок стали по-настоящему культовым местом и остаются им до сих пор. Москва ждала открытия бара, затаив дыхание, и мы не могли обойти стороной эмоциональную связь гостей с, например, люстрой-медузой — фотография на ее фоне есть у каждого гостя петербургского бара. Так что, конечно, такие же люстры заняли свое законное место на крюках под потолком XIX века в особняке на Никитской. Забавная история есть и про эти люстры: вообще, такая висит у нас дома, в Palazzo Orlandi, в Прато (и да, Сабрина и Алессандро действительно живут в палаццо, который реставрировали они и друзья – прим. авт.). Это дизайн середины XX века, и они больше не продаются. Артем увидел эту люстру, кажется, сначала на фотографиях в интерьерном журнале, а потом, приехав к нам в гости, заявил: «Нужна такая же!». Его было не остановить. Пришлось делать на заказ.
Дом Сабрины Биньями и Алессандро Капелларо в Прато.
О взаимодействии с заказчиками и разнице менталитетов
У нас не было ни одного проекта, в работе над которым было сделано столько скетчей, набросков, вариантов, визуализаций, как со «Фриками». Да и не знаю, многие ли дизайнеры могут таким «похвастаться». Мы меняли что-то каждый день — шел бесконечный диалог в письмах, переписках по whats’app’у, переговорах и встречах. Порой изнуряющий, но в основном вдохновляющий. Мы предлагали, предлагал Артем, и из этих кубиков складывался дизайн.
Для Европы подобный стиль взаимодействия с заказчиком, кстати, куда более привычен. В России так не принято: мы видим это и по нашей работе c другими заказчиками, и по интерьерам московских ресторанов. Тебе ставят ТЗ: «Сделай сказочный интерьер в предложенном пространстве». Такой сухой бизнес-план: нужно столько посадок, посадка по два, по четыре и на компании, барные зоны, ну и какая-нибудь классная история — ну там, русские сказки, или «кусочек Индии», или «ресторан-в-курятнике», или «кукольный домик». Никто не вникает в историю пространства, в историю здания, не смотрит, что оно предлагает — просто бесконечно декорируют и надстраивают. И сразу ждут, что ты придешь с уже готовым решением. Или показывают картинку с pinterest’a, и просят так же.
Непросто работать, когда от тебя ждут спецификацию под проект почти сразу же, как ты начал работу. Откуда мы возьмем спецификацию на диваны, если мы еще не согласовали визуализацию?
Визуализации Big Wine Freaks в Москве
Про дизайн московских ресторанов
В Москве дизайн ресторанов — это скорее про mise en scene. Это почти всегда декорации. Давайте придумаем ресторан-курятник. Или решим, что здесь была советская квартира. Или что мы в загадочном лесу. Это почти всегда выглядит фальшиво, и это всегда действие «в лоб». Хочешь мясной ресторан — повесь мясные туши, пусть и для декора, в зал. Хочешь французскую кухню — построй декорацию парижского бистро. Мы привыкли больше работать с пространством: с тем, что тебе дает помещение. Есть прекрасный потолок с деревянными перекрытиями XIX века? Не надо его прятать, надо его использовать! И так во всем.
Уважение к тому что есть — это же важно! Не надо менять то, что и так прекрасно.
Но на самом деле, в Москве все развивается с невероятной скоростью! Новое поколение русских рестораторов вообще очень много внимания уделяет дизайну. В Италии это не так распространено: конечно, в дорогих ресторанах дизайном занимаются, но вот средний уровень гораздо ниже. Возьмем свет — в большей части итальянских мест свет слишком яркий. Может, чтобы было лучше видно еду? У нас важнее еда, все сконцентрировано на ней, а в Москве – дизайн! В конце концов, погода у нас в Италии гораздо лучше: можно не искать укрытия от серости в ресторане. Только сейчас, кажется, молодые итальянские рестораторы приходят к тому, как важен дизайн и как важно заранее продумать атмосферу, когда строишь ресторан.
О работе над общественными и частными интерьерами
Нам нравится работать и над общественными, и над частными пространствами. Это совсем разные опыты. И да, иногда частные интерьеры даются сложнее: клиент приходит к тебе со своим багажом, семейными историями и неформулируемыми желаниями. Еще один минус: когда ты открываешь ресторан или отель, у тебя есть бизнес-задачи и четкие дедлайны, когда тебе надо открыться, а вот работа над виллой может превратиться в какой-то бесконечный процесс. С другой стороны: именно благодаря тому, что мы делаем интерьеры для частных заказчиков, для нас открываются двери старинных домов и палаццо, появляется возможность оказаться внутри, вдохнуть в них новую жизнь. Это невероятная удача.
И еще: работая над частным интерьером, ты становишься свидетелем и помощником в каком-то очень важном, поворотном моменте жизни человека. Как доктор или юрист, но, в отличие от них, ты скорее всего свидетель только счастливых этапов жизненного пути. Новые семьи, новые жизни — дом и твоя работа делит их жизнь на «до» и «после». И эти люди выбрали в свидетели и помощники именно тебя, в известной мере — доверили тебе свое счастье: это очень большая ответственность. Ты не можешь их подвести.