
«Другое искусство» Эрика Булатова
9 ноября в Париже умер Эрик Булатов — один из самых известных советских художников-нонконформистов, который сам, однако, не любил причислять себя к определенному движению. Его картины — именно так Эрик Владимирович называл все свои работы, — объединяющие фигуративное изображение и текст, неизменно воплощают идею глубины и близости. Редакция Design Mate вспоминает жизненный путь и знаковые произведения Булатова.
Эрик Булатов родился 5 сентября 1933 года в Свердловске (Екатеринбурге). Его семья переехала на Урал из Москвы, но когда Эрику было три года, вернулась в столицу. В 1958 году Булатов окончил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Карьера художника началась с иллюстрирования детских книг — в этот период он тесно сотрудничал с будущими лидерами советского неофициального искусства Ильей Кабаковым и Олегом Васильевым. Своими главными учителями Булатов считал советского живописца Роберта Фалька и графика-иллюстратора, мастера русской гравюры Владимира Фаворского.
Булатов начал выставочную деятельность в СССР, но вскоре переехал за границу: сначала, в 1989 году, — в Нью-Йорк, а спустя еще два года — в Париж. Сразу две его персональные выставки состоялись практически друг за другом в 1988 году: в Музее изобразительных искусств Цюриха и Центре Жоржа Помпиду в Париже, где он выставлялся первым среди российских художников.

Эрик Булатов. Фото: DR
В августе 2025 года Эрик Булатов возглавил список самых дорогих ныне живущих художников по версии издания The Art Newspaper Russia, составленный на основе открытых аукционных продаж. Так, в 2008 году его картина «Слава КПСС» ушла с молотка на торгах Phillips в Лондоне за $2 159 673, а в 2021 году работу «Небо и море» купили на аукционе Sotheby’s за $1,3 млн. Эрик Булатов сотрудничал с женевской галереей Skopia и московской pop/off/art.

«Слава КПСС». Собрание Фонда Культуры Екатерина, Москва. Фото: pop/off/art
Метод
Эрика Булатова принято считать представителем нонконформизма в искусстве и основателем соц-арта. Со вторым определением сам художник нередко спорил, утверждая, что социальная составляющая в его картинах занимает далеко не первое место. Узнаваемый стиль Булатова — гиперреализм с элементами плакатной графики. Все работы автора отвечают его принципу противостояния плоскости и пространства. Например, в работе «Слава КПСС» такой плоскостью становятся красные буквы, а иллюзия пространства заметна между ними и голубым небом позади.
Глубина и близость — самое главное во всех моих картинах. Из этого и возникает конфликт — между свободой и несвободой.Из интервью изданию «Собака.ru»

«Все не так страшно», 2019. Фото: pop/off/art
За глубину в картинах художника часто отвечала перспектива, с которой он часто экспериментировал в своей творческой практике. А за близость — фразы и слова, которые непосредственно связывают зрителя с произведением. Одна из ключевых идей в творчестве Эрика Булатова заключается в том, чтобы показать: свобода — еще один повторяющийся мотив в его работах — всегда находится за границей социального пространства. Помимо живописи, художник создавал объекты, которые, тем не менее, тоже называл картинами. По словам Булатова, это связано с тем, что на них стоит смотреть только с одного определенного ракурса, в отличие от скульптур.

Выставка Exit – Exit в галерее pop/off/art (2023–2024). Фото: pop/off/art
Знаковые работы
Горизонт, 1971–1972

Из собрания Музея Искусства Авангарда. Фото: pop/off/art
«Горизонт» — одна из первых картин-конструкций Булатова, в которых он сочетает черты классического пейзажа с контрастными текстовыми или плакатными элементами. Например, здесь линию горизонта художник заменил на красную ленту, отсылающую к советскому ордену.
Живу вижу II, 1999

Из собрания Музея Искусства Авангарда. Фото: pop/off/art
Художник часто интегрировал в свои картины строчки из стихотворений Всеволода Некрасова. Булатов особенно любил «живое слово» поэта: по словам автора, «оно звучит в пространстве, не хочет лежать на плоскости». Так, на работе «Живу вижу II» изображен коридор из двух слов — «живу» и «вижу», — которые намеренно устремляют взгляд зрителя сквозь себя, вдаль.
Тучи растут, 2007

© Эрик Булатов
Помещенная на картину фраза «Тучи растут» словно повторяет переход от светлых облаков к тучам на заднем плане. Таким образом художник подчеркивает напряжение и усиливает ощущение тревоги. Сам Булатов отмечал, что движение слова в пространстве картины становится ее содержанием.
Вперед, 2016

Tate Modern, Лондон, Великобритания. Фото: pop/off/art
Инсталляция «Вперед» — тот самый пространственный объект, который, по словам художника, попадает в категорию картин. Идея работы возникла из желания Булатова стереть границу между искусством и жизнью и сделать так, чтобы зритель стал частью пространства картины. В случае «Вперед» человек оказывается в центре круга, а перед ним находятся буквы: красные спереди и черные по бокам и сзади. По задумке художника, работает только красная плоскость — каждую букву зритель видит анфас.
Exit – Exit №2, 2019

Фото: pop/off/art
Картина Exit – Exit №2 относится к самым большим графическим работам, когда-либо созданным художником. В них Булатов продолжает свое исследование взаимодействия плоскости и пространства, а палитру ограничивает лишь двумя цветами: красным и черным. По его задумке, красный символизирует ближайшую к зрителю поверхность, а черный воплощает глубину композиции. Наряду с другими графическими работами автора, картина вошла в одноименную экспозицию, которую галерея pop/off/art организовала в 2023–2024 годах в честь 90-летия Эрика Булатова.
Фото на обложке: Андрей Ерофеев/Сеть архивов российского искусства.



