За кем следить: главные открытия премии SCAN AWARDS 2025
За кем следить: главные открытия премии SCAN AWARDS 2025
Организаторы III ежегодной премии в области современного искусства SCAN AWARDS объявили шорт-лист. В этом году экспертный совет рассмотрел более 600 заявок из десяти городов Сибири, Урала и Дальнего Востока в рамках основных, специальных и партнерских номинаций. В преддверии церемонии награждения, которая состоится в Красноярске 13 ноября, мы собрали ярких участников шорт-листа, а еще узнали у членов жюри, какой они увидели региональную арт-сцену и какие открытия сделали для себя в процессе отбора.
Диана Окаева родилась в Грозном, но живет и работает в Тюмени. В своей творческой практике она исследует собственную национальную идентичность и то, как на ней самой отражаются особенности чеченской культуры. Вдохновляясь традиционными ремеслами регионов, художница работает с тканью в разных техниках, от шитья до ткачества и плетения. В одном из своих проектов — «Йовлакх» — Диана размышляет о принятии себя и собственной истории «со всеми несовершенствами, ранами и слезами»: «Моя сила и опора — это моя национальность и культура», — говорит она.
Рита Зарюта — московский режиссер-документалист, сценарист и фотограф родом из Владивостока, выпускница ВГИКа и Школы современной фотографии «Докдокдок». Ее практика строится вокруг тем взаимодействия культур, социальных вопросов и истории миграции. Например, в рамках персональной документальной выставки «Соль по вкусу», которая прошла в ЦСИ «Заря» в 2025 году, Рита исследовала историю миграции на территории Дальнего Востока через призму кулинарных традиций — с помощью фотографий, интервью и рукописных семейных рецептов.
Выставка «Соль по вкусу»
Степан Пантелеев Номинация «Открытие года»@rare.g0d_
Художник из Екатеринбурга Степан Пантелеев работает на стыке пост-граффити, паблик-арта и концептуального жеста. В фокусе его художественного исследования — взаимодействие человека с городом, его текстами, знаками и памятью. Степан часто берет за основу рекламные баннеры, устаревшие вывески, пустые флагштоки и другие найденные объекты, превращая их в «точки напряжения». В интерпретации автора объекты городской среды становятся семиотическими узлами; точкой пересечения власти, коллективной памяти, а также механизмов включения и исключения. Так, в рамках проекта «Схема нападения на небытие» художник трансформирует язык спортивной тактики в художественный жест, а игру — в метафору борьбы с забвением. По задумке автора, название работы отражает напряжение между памятью и утратой, личным опытом и историческим контекстом.
Проект «Схема нападения на небытие»
Ксения Маркелова Номинация «Медиаарт» (вручается при поддержке «СКБ Контур»)@xmarkelova
Ксения Маркелова родилась в городе Каменск-Уральский, а сейчас живет и работает в Екатеринбурге. Среди основных медиумов художницы — инсталляция и скульптура в смешанной технике, графика и цифровое искусство. В своих работах она размышляет о компромиссах между страхом и желанием, а еще составляет нарративы хоррора и абсурда. Ксения Маркелова придумывает собственных персонажей, от эстетически приятных, таких как лебедь, до жутких и зловещих, таких как Цветочный Монстр, и часто обращается к методологии кино. Для инсталляции «Малыш-Криптид», представленной на выставке «ЭкоАрт. Искусство и (не)человеческие агенты» в Музее нонконформистского искусства в Санкт-Петербурге, Ксения создала криптозоологический вид и разработала для него язык в виде звуковых сигналов и их приблизительной расшифровки.
Художница и куратор Лолита Моисцрапишвили, родом из Алтайского края, базируется между Томском и Ереваном. В своей практике она исследует знание, память — личную, коллективную и культурную — и то, как ее репрезентация влияет на социально-политическое воображение. Лолита использует фотографию, текст и инсталляцию как инструменты для деконструкции и критического пересмотра вопросов: кто смотрит, кто запоминает, кто контролирует, кто имеет право говорить. Художница называет искусство созданием пространства, где память становится совместным и видимым переживанием.
Проект «Где моя земля, где тело моё, моя логика — плоть и кость, моё клеймо»
В своих работах Анастасия Крохалева старается уловить и запечатлеть мимолетные, важные и хрупкие моменты из мира природы и повседневности. «Я верю: если мои работы будут создавать у зрителей это впечатление узнавания забытого, они будут таким образом объединять людей. По этой же причине мне интересно создавать игры, погружаясь в которые можно испытать чувство общности с другими», — рассказывает художница. В проекте «Тихая №4» Анастасия отразила воспоминание об отражении бликов солнца на серебристой глади озера Светлояр в селе Владимирское. Работа представляет собой кинетическую скульптуру, вдохновленную рукотворными инструментами для светоживописи художника Сергея Зорина.
Проект «Тихая №4»
Оксана Будулаккуратор, искусствоведЗаявленные на премию работы неизменно удивляют. Конечно, самые яркие впечатления — от новых имен. Лично для меня это художник из Владивостока Антон Попов и уральская художница Анастасия Крохалева. Они поразили редкими для современной региональной сцены направлениями — кинетическим искусством и саунд-артом. Помимо техники и сюжетов, было интересно отметить и общие тенденции. Например, большое число участников в номинации «Фотография» — выпускники школы «Докдокдок», и эта «печать» отчетливо чувствуется в их сериях и манере. Медиаарт и фотография, из-за технической сложности и меньшей рыночной востребованности, пока остаются на периферии.Премии особенно ценны тем, что расширяют горизонт и позволяют увидеть то, что еще не вышло из мастерской; имя, которое еще не прозвучало в галерее или на ярмарке. Лично мне в первую очередь было интересно открыть новые имена, а у знакомых художников — увидеть развитие и новые проекты. При оценке заявок я учитывала концепцию, оригинальность, контекстуальность и, конечно, формальные критерии. Качество исполнения и мастерство, безусловно, важны, но для меня, как для эксперта, первостепенное значение всегда имеет оригинальность.
Виктор Мизианокуратор и теоретик современного искусстваДо премии SCAN у меня не было сколько-нибудь внятного представления о художественной ситуации в этом огромном регионе, поэтому все заявки стали для меня новостью и открытием. Большое количество номинаций позволило сформировать довольно широкую и насыщенную картину. Безусловно, среди представленных работ были те, что вызвали у меня большое художественное любопытство. Но в целом, я бы сказал, что состояние дел в современном искусстве региона еще не до конца устоялось. Дальнейшее формирование арт-сцены потребует значительных усилий не только со стороны институций, но и самих художников и кураторов. Именно они создают ауру смыслов, ценностей, установок и задач, которые движут художественный процесс вперед.Значительная часть заявленных работ связана с местом, где живет и работает художник. В конечном счете для автора «место» в широком смысле слова — это и есть питательная среда, взаимодействовать с которой можно по-разному. Я также обратил внимание, что многие художники работают с мифопоэтическим подходом: обращаются к поэзии своего места, создают культурно-антропологические фантазии, выстраивают собственные мифологии.Что касается моей работы как члена жюри, то прежде чем оценивать то или иное произведение, мне было важно составить общую картину. Контекст определяет многое: когда понимаешь состояние дел в художественной культуре, видишь, какие темы волнуют художников и как они с ними работают, легче оценить самые сильные высказывания, характерные для локальных сцен. После этого можно начинать смотреть на уровень исполнения, яркость и выразительность работ. Особое внимание я обращал на произведения, которые выходят за пределы общепринятых подходов. Сама попытка идти альтернативным путем уже заслуживает уважения, внимания и поддержки. Ведь арт-сцена живет благодаря разнообразию и диалогу разных устремлений — именно это обогащает ее и дает ресурс для дальнейшего развития.
На обложке: проект «Схема нападения на небытие», Степан Пантелеев.Все фотографии предоставлены пресс-службой премии SCAN AWARDS.
*Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой запрещена в России.