За кем следить: 5 художников фестиваля современного искусства «Алгоритмы познания»
За кем следить: 5 художников фестиваля современного искусства «Алгоритмы познания»
В Центре современного искусства AZ/ART стартовал фестиваль-интенсив современного искусства «Алгоритмы познания». В рамках девяти коротких соло-выставок авторы предлагают новые формы существования в условиях неопределенности, свойственной современному миру. Фестиваль продлится до конца лета и объединит самостоятельных художников и творческие коллективы под кураторством искусствоведа Александра Дашевского. Представляем пять участников «Алгоритмов познания», которых стоит запомнить.
Валерий Гриковский
Гриковский — создатель направления Pinning Art, которое объединяет науку и искусство. Художник работает в авторской технике «минус-графика» — это синтез рисунка и инсталляции. На фестивале «Алгоритмы познания» автор представляет псевдонаучный художественный проект «Минус-музей». В работе переплетаются биология, конспирология, суеверия и наивное коллекционирование. Инсталляции созданы от лица ученого-систематизатора и состоят из случайных артефактов, от минералов и жуков до катышков и корешков. По задумке Гриковского, проект становится демонстрацией того, как в сознании современного человека сосуществуют научный метод и миф.
Фото: Екатерина Анохина
Цветы Джонджоли
В основе практики молодого петербургского художественного коллектива «Цветы Джонджоли» лежит переосмысление понятий покровов, укрытия и спецодежды. Среди его участников — Александр и Лиза Цикаришвили, Грехт, Иван Чемакин, Константин фон Рибен, Пётр Дьяков, Саша Кокачева, Юлия Мортис, Юлия Рибетки, Илья Овсянников и другие. Творчество объединения балансирует между пластическим произведением, безумным архивом символики и нефункциональным дизайном. Для художников ручной труд становится ответом на современность. В рамках фестиваля они представят работу «Проект 3. Краткая тропическая география» — инсталляцию-коллаж, созданную по артельно-цеховому принципу.
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля
Арт-группа «Хвойные»
Арт-группу «Хвойные» формируют шесть художников — Марина Абаджева, Дарья Гончарова, Виталий Дивенцов, Грета Димарис, Вильгений Мельников и Серафима Сажина. Участники привносят в совместную практику индивидуальный накопленный опыт работы с разными медиа. Свои произведения авторы создают в «доме-резиденции-мастерской» в деревне Хвойное — отсюда и название группы. Получающиеся в результате этого путешествия и творческого исследования работы становятся своеобразным отчетом о совместном опыте и времяпрепровождении.
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля
Юлия Клопова и Лилия Педак
Дуэт мамы и дочери, работающий на стыке керамики и авторской техники на основе плетения, вышивки и аппликации. В творческой практике художниц эти два медиума превращаются в способ диалога двух поколений. Яркий пример такого подхода — проект «Несвязанные привязанности», возникший из желания наладить коммуникацию и осмыслить отношения внутри семьи. Итогом коллаборации Юлии и Лидии стали панно, объекты и скульптуры, внутри которых буквально спрятаны фрагменты историй о судьбах и чувствах. Многие объекты названы женскими именами, воплощающими определенную эмоцию или состояние: Лора — страх, Астрид — нервная нестабильность, Гретта — смирение и покорность.
Фото: Николай Казеев
Михаил Рубанков
В собственной художественной практике Михаил Рубанков переосмысляет концептуализм, опираясь на опыт своих предшественников. Один из ключевых приемов, с которыми работает автор, — «смещение», в том числе зрителя по отношению к привычной системе смыслов. Посредством своих работ Рубанков стремится к тому, чтобы человек вышел за рамки устоявшегося мировосприятия: например, с помощью игры знаков, позволяющих ему по-новому взглянуть на повседневность. На фестивале-интенсиве художник представит серию работ о путешествии современного шамана в потусторонний мир, в котором магическое переплетается с привычными атрибутами — визами, перелетами и багажом.
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля
Александр Дашевскийхудожник, куратор, искусствовед и арт-журналистМы сделали ставку на спонтанность формирования фестиваля. Это не хит-парад, не рейтинг, не отбор самых породистых, модных, производительных или еще каких-то авторов. Главная прелесть (и концептуальная рамка) этого формата заключается в том, что он оперативно следует за движением нашей внутренней институциональной жизни, художественной жизни и постоянно меняющегося фокуса внимания.Каждый из представленных художников уникален — я, как куратор, не пытаюсь слепить их в единый комок. Это разные поколения, абсолютно разные истории, форматы работы, художественные практики. В разности как раз и есть смысл в их демонстрации: они друг друга оттеняют, делают более очевидными и поколенческие отличия, и медиальные, и смысловые.