Представим: какие предметы дизайна войдут в историю
Предугадать, что станет классикой – не только в дизайне, но и в искусстве вообще, – необычайно трудно. Непризнанные при жизни художники сегодня бьют рекорды продаж, а мебель, которая так и не дождалась массового выпуска при жизни ее создателей, сегодня перевыпускают новые бренды. И все-таки ничто не мешает нам представить, какие именно предметы современного дизайна войдут в историю. Об этом мы спросили пять дизайнеров, и получили очень разные ответы.
Макс Касымов дизайнер
Признаюсь, кресло Creed Wood дизайнера Родольфо Дордони для Minotti – это один из тех предметов мебели, который я люблю лично. Впервые я увидел коллекцию Creed в Милане в 2016 году, и она произвела на меня огромное впечатление, став сильным источником вдохновения для нескольких последующих проектов. Родольфо Дордони переосмыслил очень популярное сейчас мебельное наследие 70-х годов прошлого века, сохранив узнаваемые характерные черты этих предметов, но придав им яркое современное звучание. По сути он создал «новую икону дизайна 70-х». Это тот самый timeless дизайн, который и через много лет будет оставаться актуальным и востребованным.
Когда смотришь на лаконичную форму IC Lights Suspension (1,2)б созданного Майклом Анастасиадисом для Flos, кажется, что этот светильник существовал всегда – настолько прост и очевиден его дизайн. На самом деле, он был придуман всего несколько лет назад и тут же «разобран» дизайнерами интерьеров со всего мира. Сегодня IC Lights Suspension можно увидеть чуть ли не в каждом известном проекте. Иметь в интерьере этот светильник – своеобразный признак хорошего вкуса.
Пожалуй, это тот редкий случай, когда еще при рождении предмет становится общепризнанной классикой дизайна.
Ковры из коллекции «Стертая классика», дизайн Яна Ката. В свое время именно эта коллекция принесла Яну всемирную известность, и я понимаю почему. Его ковры, с этими красивыми размытыми, как бы стертыми, исчезающими классическими узорами и орнаментами – настоящие арт-объекты. При этом они совершенно универсальны и органично вписываются практически в любой стиль интерьера. Такие вещи остаются в моде навсегда.
Екатерина Вагурина предметный дизайнер
Я думаю, наш сегодняшний рынок дизайна перенасыщен. Когда мне предложили выбрать предметы современного дизайна, которые, как мне кажется, войдут в историю, я подумала: «О, их так много, сейчас без проблем сделаю подборку». Но просматривая свои вкладки на Pinterest и сохраненные картинки в Instagram, я поняла, что это невероятно трудно: определить, что войдет в историю. Существует так много всего, но все такое яркое, каждый день новое, что я даже не пытаюсь запоминать названия предметов и имена дизайнеров. В голове – бесконечная галерея картинок и изображений. Все они классные, очень «инстаграмные», но перемешиваются в голове, и выделить что-то конкретное практически невозможно. Есть ощущение, будто все эти предметы более или менее одинаковые, сделанные в соответствии с модными трендами.
В эпоху переизбытка вещей и мировой проблемы, связанной с огромным количеством неперерабатываемого мусора, в том числе пластика, логично, если в историю войдут вещи, сделанные по специальным технологиям с оглядкой на эко, из переработанных материалов и готовые к переработке. Recycle – пожалуй, самый важный тренд сегодняшнего дня.
Если же рассуждать о дизайнерах, которые мне лично нравятся и чьи предметы, я надеюсь, войдут в историю, это, в первую очередь, испанец Хайме Айон и братья-французы Ронан и Эрван Буруллек.
Насиба Бойматова дизайнер
Наверно, я не буду очень оригинальной в своей подборке, но я выбрала именно те предметы дизайна, которые достаточно сильно впечатлили меня при первом взгляде и сохранили в моей голове вопрос: «Как дизайнер смог придумать нечто прекрасное и в то же время простое и лаконичное вне времени?». Каждый выбранный предмет настолько самодостаточный, что помести его в пустое пространство, он украсит его, сделает уникальным, сформирует под себя.
Диван Bubble от Roche Bobois, созданный французским дизайнером Сашей Лакич, – это для меня настоящий предметный дизайн, который существует на грани прошлого и футуризма. Он одновременно простой и самодостаточный. Он выглядит как арт-объект и поставь его в пустыню – он не потеряется.
Этот предмет – дань форме, а форма – это начало начал любого дизайна, потому что в ней заложен смысл.
Я не могу определиться, какая коллекция ковров Cc-tapis мне больше нравится: от Патриции Уркиолы или от прекрасной и талантливой Маэ Энгелгир. Ковры Bliss Wall, Slinkie и т.д – это настоящий праздник цвета и формы, воплощенная в плоскости. Эти ковры произвели фурор, и, на мой взгляд, они отражают поиски современного дизайна – взгляд в прошлое и эксперименты с будущим.
Светильники Vibia из коллекции Wireflow от Арика Леви и PIN, созданный японцем Ичиро Ивасаки, – обе коллекции волшебные, выбрать трудно. Но обе, в частности Wireflow, настолько впечатляют и поражают воображение, насколько возможно соединить геометрию и воздух и создать объем за счет простого кабеля. Формы, которые используют дизайнеры, существуют вне времени – здесь вновь сплетаются прошлое и будущее.
Надя Зотова дизайнер, основатель студии Enjoy Home
Мне кажется, пока не очень уместно говорить про то, что войдет в историю: мы точно не знаем, какие предметы станут культовыми, а какие – нет. Сейчас культовыми считаются, например, кресло Barcelona, спроектированное Людвигом Мис ван дер Роэ и Лилли Рейх и стулья Имзов, но они, конечно, были созданы куда больше, чем десять лет назад. Только время покажет, что из современного дизайна останется в истории, а что уйдет. Одно точно: массовое производство и нынешние технологии позволяют сделать все, что угодно, и в бесконечном количестве экземпляров. Так что, скорее всего, в историю войдут вещи, которые либо сделаны по уникальной технологии, либо представляют собой что-то особенное, индивидуальное, исключительное. Все что сейчас производится миллионными тиражами, едва ли войдет в историю.
Александр Малахов дизайнер, основатель проекта PanelPanel
На мой взгляд, одно из самых заметных явлений в мире современного дизайна за последние 10 лет – это плотное проникновение современного искусства на территорию дизайна. Это заметно не только в самом предметном дизайне и декоре, но и в материалах. Меня как художника и дизайнера в области арт- и крафт-дизайна очень это интересует.
Предметы, на которые я бы обратил внимание, это работы Ферруччо Лавиани, Винченцо Де Котиса, Чарльза Кэлпэкиэна, свет Apparatus Studio и эксперименты дуэта Андреа Тримарки и Симоне Фаррезин из студии Formafantasma.
А еще – эксперименты с аутентичным крафтовым дизайном на стыке ремесла и искусства, например, работы Дениса Милованова. Мебель на заказ, так называемое bespoke-направление, когда дизайнер получает изделие не массового производства, а выполненное индивидуально на заказ – вот, что останется в будущем.