Что такое красота: 10 предметов дизайна, архитектуры и искусства
Почему нас тянет к красивому, и как красота влияет на то, как мы чувствуем и ведем себя? «Sagmeister & Walsh: Beauty» — взгляд дизайнеров Стефана Сагмайстера и Джессики Уолш на красоту. Во вступлении к книге, которая вышла в прошлом году в издательстве Phaidon, они утверждают: дизайнеры, художники и архитекторы больше не маркируют свои работы словом «красота» и даже стараются его избегать, как чего-то легкомысленного и несерьезного. Сами же дизайнеры уверены, что отвергать красоту глупо, и пытаются разобраться в том, что же такое красота, на конкретных примерах. Мы выбрали 10 из них.
А какой предмет дизайна, архитектуры или искусства для вас выражает в себе понятие «красота»?
Predictive Dream (2010–14), Катцуо Аоки
Аоки — японская художница, известная своими тонкими, кружевными скульптурами, глянцевыми и монохромными. Опираясь одновременно на множество декоративных стилей, она часто использует мифологические мотивы и формы и создает работы, одновременно пугающие и прекрасные.
La Muralla Roja («Красная стена») (1973), Рикардо Бофилл
«Красная стена» — экспериментальный жилой комплекс в испанском городе Кальпе. В работе над ним Бофилл вдохновлялся арабской архитектурой, в частности, глиняными крепостями Алжира и Марокко, но математическая продуманность постройки отсылает скорее к творениям великих сюрреалистов, визуальным иллюзиям Эшера и воздушным замкам Магритта.
Стеклянный стул Ombré (2017), Герман Эрмичс
Стеклянный стул Ombré — дань памяти японского дизайнера и архитектора Широ Курамата. Свой знаменитый Glass Chair он придумал в 1976 году и произвел фурор: стул из шести прямоугольных пластин стекла, соединенных между собой без каких-либо крепежей, до сих пор считают одним из выдающихся образцов предметного дизайна начала XX века. Чтобы «оживить» традиционный продукт, нидерландский дизайнер латвийского происхождения Герман Эрмичс выкрасил стекло в яркие градиенты. Наш глаз натренирован закатами, поэтому и градиенты мы, как правило, воспринимаем как нечто по определению красивое.
Павильон Великобритании на всемирной выставке в Шанхае (2010), Томас Хезервик
Глядя на эту фотографию, сложно поверить, что перед тобой не умелый рендеринг, а реальное здание. Похожий на морского ежа павильон получил название «Собор семян» (Seed Cathedral) и представляет собой объемную скульптуру из 60 тысяч семиметровых прозрачных акриловых стержней, в концы которых «впаяны» настоящие семена растений. После выставки их передали в дар китайской стороне.
Вазы Этторе Соттсасса
Соттсасс был очарован природой стекла и практически неограниченными возможностями этого материала. Его вазы — сложные организмы, в которые дизайнер-архитектор вдохнул жизнь посредством муранского стекла, поликарбоната и пластика. Рассматривать их можно часами.
Кресло Kangourou (ок. 1955), Пьер Жаннере
Пьер Жаннере — французский архитектор и дизайнер, двоюродный брат знаменитого Ле Корбюзье. Для масштабного проекта Корбюзье, «города будущего» Чандигарх в Индии, Жаннере разработал огромный ассортимент мебели, в том числе эти удобные кресла «Кенгуру», сделанные из древесины тика и тростника.
Постер Hasegawa Co. (1985), Макото Сайто
Графические плакаты стали популярными в Японии в 1960-х годах, обычно они не рекламировали конкретный продукт, а представляли идеи, концепцию всей компании. Плакат Макото Сато, ведущего дизайнера того времени, был разработан для компании Hasegawa Co. Она занималась продажей буддийских алтарей для дома — лаконичная синяя кость намекает на буддийскую практику сохранения останков своих предков в домашних алтарях.
Архитектурный торт «Геометрическая кинестетика» (2015-17), Динара Касько
«Геометрическая кинестетика» — серия тортов украинки Динары Касько, придуманная ею по мотивам творчества художника из Майами Хосе Маргулисом. Касько взяла за основу его скульптуры из алюминия и пластика и превратила их в «съедобные произведения искусства». Свои скульптурные торты повар-архитектор создает с использованием силиконовых форм, которые она моделирует с помощью 3ds Max, и хотя они вполне съедобны, эти десерты кажутся слишком красивыми, чтобы их есть.
Мраморный пол в соборе Сан-Марко в Венеции (828–1094)
Пол знаменитой венецианской базилики декорирован редчайшим восточным мрамором. Ему уже почти 1000 лет, но, кажется, с тех самых пор еще никто не сделал пол красивее.
«Metamorphosis Insectorum Surinamensium» (1705), Мария Сибилла Мериан
Немецкая художница времен барокко Мария Сибилла Мериан в молодости коллекционировала насекомых. Довольно спорное хобби для XVII века, учитывая, что для большинства людей ее круга насекомые были в лучшем случае отвратительны, а в худшем — связаны с колдовством. И все-таки, вместо того, чтобы закончить свои дни на костре, Мериан отправилась в исследовательскую поездку в Суринам, в ходе которой наблюдала и описывала местную флору и фауну. За два года экспедиции художница собрала богатую коллекцию насекомых, гусениц, а потом издала книгу «Metamorphosis insectorum surinamensium», посвященную суринамским насекомым.