Больше цвета: жилой комплекс «Красная стена» в Валенсии
В 1973 году каталонский архитектор Рикардо Бофилл спроектировал экспериментальный жилой комплекс в городе Кальп (Аликанте, Валенсия). Вдохновляясь арабской архитектурой, в частности, глиняными крепостями Алжира и Марокко, он придумал проект La Muralla Roja – «Красная стена» в переводе с испанского. Над концепцией проекта Бофилл работал на протяжении десяти лет. Неожиданные яркие цвета, которые покрывают как наружные, так и внутренние фасады строения, с одной стороны, разительно контрастируют с природой, с другой – подчеркивают ее первозданную чистоту.
Части комплекса-крепости, словно выступающей из скал, спроектированы в форме греческого, или квадратного креста и могут группироваться друг с другом бесконечное число раз, причем на каждом пересечении будет выступать башня. В точках пересечения крестов находятся кухни и ванные, а в «рукавах» расположились роскошные жилища. В La Muralla Roja возможна и аренда апартаментов, всего их здесь 50. Грамотно разделить пространство на жилплощади было одной из наиболее сложных задач. В итоге, архитектор спроектировал квартиры трех типов: студия площадью 60 кв. метров, двухкомнатная квартира площадью 80 кв. метров и «трешка» – 120 кв. метров.
Комплекс отличается большим количеством внутренних дворов, а на террасах расположены общественные бассейны и сауны. Все дворики жилого комплекса взаимосвязаны, что дает возможность легко пройти от одного дома к другому. Свободно попасть в La Muralla Roja можно и с улицы. Множество переплетений коридоров выводит то к соляриям, то к сауне, то на одну из крытых террас. Поднявшись по лестнице на крышу, обитатели красного «лабиринта» выйдут к бассейну, а, напротив, спустившись на нижний этаж, окажутся в местном ресторане.
Цвет каждого архитектурного элемента определяет его функцию – это своего рода цветовое зонирование помещений. Внешний фасад окрашен в разные оттенки красного – для контраста с окружающим ландшафтом, а многочисленные лестницы – в оттенки синего, от небесно-голубого до индиго и фиолетового. Так, по задумке архитектора, в зависимости от погодных условий цвет будет либо сливаться с небом, либо, напротив, оттенять его. Бесконечная игра света и тени создает эффект искаженной перспективы, то уменьшая, то увеличивая объемы построек. Так математическая продуманность вступает в связь с причудами природы, а результат этой связи мгновенно отсылает случайно забредшего на территорию комплекса зрителя к творениям великих сюрреалистов, визуальным иллюзиям Эшера и воздушным замкам Магритта. В целом, цветовая гамма жилого комплекса напоминает о средиземноморских поселках Северной Африки, раскинувшихся от Эс-Сувейра до Танжера, а строгий геометрический дизайн создает впечатление красивой крепости, четко вырисовывающейся на фоне драматичных скал.
В попытке вплести в современную теорию конструктивизма элементы традиционной арабской и африканской архитектуры Бофилл создал нечто футуристическое и уникальное: конфигурация здания представляет собой причудливый лабиринт, построенный на точном математическом расчете. Архитектор умело вплетает кубические образы и тенденции в классическую средиземноморскую архитектуру, что делает из этого проекта мультикультурный симбиоз традиций прошлого и инноваций настоящего.