Радикальный дизайн Этторе Соттсасса
По случаю 100-летия со дня рождения Этторе Соттсасса на венецианском острове Сан-Джорджио Маджоре пройдет выставка, посвященная миниатюрным работам выдающегося итальянского архитектора. Рассказываем, что нового Соттсасс привнес в архитектуру и дизайн и что смотреть на его выставке.
Патриарх итальянского дизайна родился в Инсбруке в семье известного архитектора-функционалиста Этторе Соттсасса-старшего. Отец был поглощен идеей отправить сына по своим стопам, и семья скоро переехала в Турин, где младший Соттсасс поступил на архитектурный факультет Туринского технического университета. Он окончил обучение в 1939 году и тут же отправился на фронт – началась Вторая мировая. «Я, как истинный итальянец, не хотел никого убивать, и при первой возможности сдался в плен, – иронично вспоминал архитектор, а потом меланхолично замечал, – жаль только, что зря время потерял». Когда война закончилась, Этторе вернулся в Турин, а оттуда отправился в Милан. В столице он организовал собственную студию архитектуры и дизайна The Studio – она едва держалась на плаву.
Громко заявил о себе, как о дизайнере, Соттсасс только спустя десять лет – благодаря успешному сотрудничеству с итальянской компанией Olivetti. В 1959 году он подписал контракт с основателем компании, Адриано Оливетти, и стал разрабатывать дизайн офисного оборудования, пишущих машинок и мебели. Активно сочетая яркие цвета, простые геометрические формы и игровую стилистику, он перевел офисное оборудование в сферу поп-культуры. Одним из самых известных предметов, придуманных Соттсассом в то время, стала красная пластиковая портативная пишущая машинка Valentine. Выпущенная в 1969 году, она мгновенно превратилась в модный аксессуар, который хотели иметь буквально все модные барышни Милана.
Вместе с возрастающей с каждым новым предметом популярностью дизайнер начинает чувствует, что корпоративная культура душит его творческий потенциал. Свои переживания он выразил в своем эссе 1973 года «Когда я был маленьким мальчиком». В то же время Этторе начинает сотрудничать с экспериментальными студиями дизайна и, в результате, формирует дизайн-бюро и творческую группу Memphis. Название группе дала композиция Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile With the Memphis Blues Again». Группа просуществовала семь лет и стала настоящей сенсацией. Дизайнеры группы вдохновлялись арт-деко, поп-артом и китчем 50-х, для многих из них Memphis стал прекрасной школой. Сегодня объекты Memphis принято считать характерными примерами постмодернизма в дизайне.
Memphis обязательно нужно дозировать, его должно быть в меру. Жить в окружении лишь предметов от Memphis это как питаться исключительно пирожными.
Параллельно с Memphis Соттсасс организовал свою студию дизайна и архитектуры Sottsass Associati – она работает до сих пор и сотрудничает в том числе с Apple, NTT, Philips и Siemens. Sottsass Associati стала для дизайнера возможностью вернуться к тому, с чего он начинал, к архитектуре. Сложившийся богатый опыт в сфере дизайна позволил Соттсассу взглянуть на проектирование зданий по-новому. Архитектор сосредоточился на создании архитектуры, которая должна заботиться о людях
Моя архитектура интимна, она для людей, а не для социальных институтов. Я проектировал только только одно общественное пространство – аэропорт Мальпенса в Милане, – но и там нет ощущения власти технологий над человеком
Чтобы делать пространства для людей, архитектор пошел на решительный (особенно по меркам времени) шаг – использовать сталь и стекло по минимуму. Он был уверен: чтобы быть современной, архитектуре не нужны ни технологические приемы, ни большие размеры.
Будоражить, вызывать яркие эмоции (лучше отрицательные, чем никакие!) – вот цель архитектуры Соттсасса. Друг мастера, Ханс Холяйн, говорил о нем, как о «волшебнике, без которого жизнь была бы бесцветной», но он не гнался за цветом как таковым, он пытался проиллюстрировать таким образом самих людей, своих заказчиков, ведь, по большому счету, человеческие эмоции всегда были для Этторе Соттсасса первоочередными.
Помимо масштабных архитектурных проектов, Соттсасс до конца своей жизни в 2007 году продолжал делать предметы. В том числе ювелирные изделия для Cleto Munari, изделия из металла для Alessi, мебель и изделий из стекла и керамики для Design Gallery в Милане. Выставка его стекольных работ в Венеции – иллюстрация того внимания к традициям острова Мурано, которое испытывал архитектор. Соттсасс был очарован природой стекла и практически неограниченными возможностями этого материала. Многие экспонаты венецианской коллекции будут представлены впервые.
Выставка предметов из стекла Этторе Соттсасса пройдет с 10 апреля по 30 июля 2017 года в галерее Le Stanze del Vetro в Венеции.
Куратор выставки Лука Массимо Барберо, говорит: «Все эти изделия – сложные организмы, в которые дизайнер-архитектор вдохнул жизнь посредством муранского стекла, поликарбоната и пластика».