
Самое интересное из мира дизайна и искусства: с 5 по 11 мая
Главным событием начала мая традиционно становится Венецианская архитектурная биеннале, участники которой попробуют переосмыслить влияние разных типов интеллекта на современную архитектуру. Тем временем в Москве и Санкт-Петербурге проходят несколько коротких выставок, на которые точно стоит заглянуть. Среди них проект Ярославы Трояновской в ЦТИ «Фабрика» и экспозиция «Полотно: ткань города» на Левашовском хлебозаводе.

Венецианская архитектурная Биеннале
10 мая – 23 ноября. Цена: 4400 ₽
Венецианская биеннале 2025 года будет посвящена исследованию различных аспектов интеллекта — естественного, искусственного и коллективного. Кроме того, организаторы Венецианской биеннале стремятся привлечь внимание мирового архитектурного сообщества к решению насущной проблемы изменения климата. Ключевые подтемы — «Трансдисциплинарность», «Живая лаборатория», «Пространство для идей» и «Протокол циркулярности». Куратор Карло Ратти обещает, что экспозиция будет охватывать широкий спектр составляющих архитектурной среды, от искусства, инженерии и биологии до социальных и политических наук.

Проект «Полотно: ткань города»
6 – 11 мая. Цена: бесплатно
В Творческой котельной Левашовского хлебозавода откроется выставка архитектурного бюро NOWADAYS office — «Полотно: ткань города». В рамках проекта представят тканевую инсталляцию, созданную совместно с художницей Анной Гросицкой, фильм и архитектурный атлас города Палеха, разработанный по итогам летней школы бюро. История «Полотна» началась с путешествия в Ивановскую область, город Палех, где в советское время на основе уникальной иконописной техники местные мастера создали традицию лаковой миниатюры. Улицы, составленные из деревянных домов, природа, церковь с сиреневыми куполами и атмосфера творческого добрососедства вдохновили укорениться в этом городе и изучить его глубже.

Выставка Ярославы Трояновской «Прерывистая линия»
29 апреля – 11 мая. Цена: бесплатно
Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представляет выставку Ярославы Трояновской «Прерывистая линия». На выставке будет представлена серия фотографий, фиксирующая городские интервенции художницы за последний год, а также световые работы — отблески индустриальной системы знаков. Через работу с «Актовым залом» символическое пространство улицы временно продолжится в стенах «Фабрики». Освоение пространства проходит через микродействия и начинается с прогулки — рутины, подключающей всё тело к процессу познания. Акцентируя внимание на особенностях местности, человек иллюзорно присваивает его себе, начинается процесс узнавания.

Выставка «Границы видимости»
25 апреля – 29 июня. Цена: 500 ₽
Направление Винзавод.Гравитация собирает антологию современного искусства и состоит из выставочной, издательской и публичной программ. Ежегодно Винзавод.Гравитация представляет масштабную выставку, тему которой определяет приглашенный куратор, выпускает книгу-каталог, которая включает документацию выставки и исследование на заданную тему с привлечением внешних экспертов. Параллельно Винзавод.Гравитация реализует публичную программу, максимально широко раскрывающую формат антологии и тему ежегодной выставки.

Выставка «Система. Папоротник»
23 апреля – 28 июня. Цена: бесплатно
В новой серии работ Светы Исаевой «Система. Папоротник» живопись становится территорией ризомы — нелинейной, множественной, лишенной центра. Как в философских концепциях Жиля Делёза и Феликса Гваттари, ризома здесь не просто метафора, а способ мышления, где каждый элемент связан с другим, но не подчиняется иерархии. Папоротник, с его ветвящейся структурой, превращается в визуальную модель мира, в которой нет начала и конца, а есть лишь бесконечные вариации связей.

Выставка «Начинаем творческую дискуссию. Конструктивистская фотография РОПФа и Октября»
25 апреля – 20 июля. Цена: 400 ₽
Эта выставка — попытка рассказать о последнем взлете конструктивистской фотографии перед утверждением соцреализма. Главными экспериментаторами в этой области в 1920-е и 1930-е годы были представители объединений РОПФ и «Октябрь». Они искали новые приемы и точки зрения в репортажной съемке: использовали необычные ракурсы, динамичную композицию, пытались увидеть целое через его части. И конечно, постоянно дискутировали друг с другом. На выставке показаны работы Родченко, Игнатовича, Шайхета и других из коллекций Пушкинского, Музея кино, Музея Москвы, МАММ, архива А.Родченко и В.Степановой, Lumiere Gallery и МИРА коллекции. Важное место в экспозиции займет художественная критика того периода, показывающая, что искусство — это всегда дискуссия.

Персональная выставка Петра Дьякова «Retreat»
23 апреля — 28 мая. Цена: бесплатно
Выставка «Retreat» — первый персональный проект художника Anna Nova Gallery Петра Дьякова в Москве. Узнаваемый приём Дьякова — использование следов и отпечатков собственных рук, из которых Дьяков «лепит» пластическую форму. В живописные работы, представленные на выставке, Пётр интегрировал объёмные элементы, создав альтернативную версию скульптуры.

Виктор Попков
4 декабря – 11 мая. Цена: 600 ₽
В своей творческой эволюции Виктор Попков прошел путь от сюжетной и композиционной ясности и открытости ранних работ к метафоричности размышлений о прошлом и сохранении памяти, к осмыслению сложных взаимоотношений между людьми, к раздумьям о предназначении и ответственности художника. Постепенно Попков переходит к высокому строю, чистой метафоре и высокой степени условности, усложняющей смысловую артикуляцию его поздних произведений. Произведения Попкова характеризуются остротой видения окружающего мира, небывалой концентрацией личностного переживания, особым уровнем осмысления и художественного воплощения времени.

Евгения Тут. Медленные берега
5 марта – 11 мая. Цена: 350 ₽
Московский музей современного искусства и галерея FUTURO представляют персональную выставку художницы Евгении Тут «Медленные берега», раскрывающую собирательный образ внутреннего мира художника-путешественника. Работы Евгении метафоричны и создают не буквальные картины ландшафтов, а ментальные пространства, полные эмоций и визуальных впечатлений. В современном мире информационной перегрузки и высоких технологий проект приглашает зрителя к поиску заповедного места — внутреннего убежища, где можно восстановить связь с собой. Через путешествие по созданной художницей «ментальной карте» зритель погружается в воображаемые пространства, где личные воспоминания и чувства формируют новый универсальный язык.
Фото на обложке: Венецианская архитектурная Биеннале.