
Учебная мастерская, игровое поле и пространство как сценарий: 6 впечатляющих павильонов Венецианской архитектурной биеннале
В Венеции в самом разгаре 19-я Международная архитектурная биеннале, которая в этом году привлекает профессионалов и энтузиастов с 10 мая по 23 ноября. Событие курирует итальянский архитектор и инженер Карло Ратти: предложенная им тема Intelligens. Natural. Artificial. Collective. раскрывает взаимодействие природного, технологического и коллективного интеллекта. По традиции, наряду с кураторской выставкой и независимыми проектами, свои национальные павильоны представили 65 стран. Мы попросили дизайнера Аню Саркисьянц, которая недавно побывала на биеннале, составить собственный список самых выразительных и запоминающихся из них.
Аня Саркисьянц дизайнер общественных интерьеров, основатель и арт-директор студии DesignicART of LIVING
Павильон Венгрии. There is Nothing to See Here. Export Your Knowledge! Куратор Мартон Пинтер


Фото: Аня Саркисьянц
Павильон устроен как учебная мастерская, застигнутая в момент «после пары»: длинные столы, листы кальки, свет из высоких окон, разноцветная навигация по стенам — красный для авторов, зеленый для их «внеархитектурных» проектов, синий для честных отчетов о профессии. Центральный тезис — не все пути архитектурного образования ведут к «строительству». Пример Эрнё Рубика звучит как лаконичный манифест: архитектор по диплому, культурный феномен по факту. Визуально экспозиция получилась минималистичной и немного «сырой» — как будто нарочно, что создает уникальную атмосферу: улавливаешь скрип дерева под ладонью, слышишь шуршание бумаги, и это переключает внимание с рендеров на реальный труд — с кликов мышью на разговор с материалом и людьми.
Павильон Японии. In-Between Куратор Джун Аоки

Фото: houses inc., The Japan Foundation
Темный вход с приглушенными источниками света приводит в последовательность «карманов», где пространство работает на традиционное японское понятие «ма» — одновременно пространственный и временной интервал, пауза между звуками, просвет между элементами, осмысленный зазор, где рождается внимание и возможен диалог. На стенах можно увидеть мягкие проекции, в которых поведение света и тени дополняется генеративными алгоритмами: ИИ не рисует за человека, а подталкивает к размышлению о том, где заканчивается автор и начинается алгоритм. Материалы выбраны традиционно неброские — дерево с теплой фактурой, тканевые драпировки, металл без полировки, а воздух визуально густеет в местах «между», и телом ощущаешь эту самую зону In-Between.
Павильон Нидерландов. SIDELINED: A Space to Rethink Togetherness Куратор Аманда Пинати, ключевой участник — социальный дизайнер Габриэль Фонтана


Фото: Temet.studio
В центре пространства организовано трансформируемое поле для игр, похожее на гибрид баскетбольной площадки и инсталляции Асгера Йорна: разметка уходит от симметрии, борта «ломают» привычную геометрию. Главное концептуальное решение, которое бросается в глаза, — три спортивных команды вместо двух. Трибуны расположены низко и близко к площадке, инвентарь намеренно «нестандартный»: мячи разного размера, «кривой» кикер, изменяемые правила на экранах. Визуально все это ярко и динамично, но эффект гораздо тоньше: как только ролей и сценариев становится больше, напряжение соперничества ощутимо падает. Тонкая работа, которая прямо демонстрирует, что дизайн не читает нотаций, но перенастраивает поведение внутри пространства.
Павильон Дании. Build of Site Куратор Серен Пихлманн


Фото: Аня Саркисьянц
Эффектная экспозиция представляет собой инсценированный «ремонт» павильона: вторичные балки, панели с видимой историей использования, узлы, собранные как образцы «учебной кладки». Пахнет сырым бетоном и свежестью выструганного дерева, а экспликации посвящены происхождению каждого элемента — откуда демонтирован, как адаптирован, где установлен. В итоге получился гибрид выставки и реальной реставрации, сознательно перенаправляющий бюджет временной экспозиции в долговременные улучшения самого здания и демонстрирующий способы повторного использования материалов «на месте».
Павильон Южной Кореи. Little Toad, Little Toad: Unbuilding Pavilion Кураторское объединение CAC: Чан Дахенг, Ким Хиджунг, Юнг Сонгкю; в числе художников — Йена Янг


Фото: Аня Саркисьянц
Первое, что замечаешь в павильоне, — мониторы с камер наблюдений, установленных под фундаментом здания. На экранах — влажная земля, корни, насекомые, жизнь, которую мы обычно не видим. Архитектура показана «снизу», как экосистема. Маршрут строится из низких проходов, технических люков, проемов, куда обычно не пускают посетителей. В одной из зон установлен небольшой домик для кота, встроенный с бережной иронией: человек — не единственный адресат пространства.
Скандинавский павильон. Industry Muscle: Five Scores for Architecture Куратор Кайса Карвинен; автор перформативной части — Тео Ала-Руона


Фото: Аня Саркисьянц
Экспозиция складывается из пяти «партитур» — не объектов, а сценариев. Пространство разметили как репетиционный зал: матовые покрытия, маркировка на полу, текстовые инструкции на стенах. Посетителям предлагают выполнять простые жесты тела — менять стойку, ширину шага, высоту опоры и фиксировать, как архитектурные стандарты (высоты, ширины, допуски) «подгоняют» нас под условную норму. Визуально павильон выдержан в спокойной палитре и крупных шрифтах; за счет ясного графического языка и аккуратного света тема гендерности в архитектуре считывается не как лозунг, а как опыт, прожитый внутри пространства.
На обложке: павильон Нидерландов. Фото: Cristiano Corte.