
«Гранд-отель на рельсах»: путешествие в Восточном экспрессе глазами дизайнера
Интерьерный дизайнер и креативный директор студии Designic Аня Саркисьянц уверена: иногда истинная роскошь — это тишина, в которой слышно дыхание времени. Эту идею подтвердило ее недавнее путешествие в Восточном экспрессе — историческом поезде, который перезапустился несколько лет назад. Специально для Design Mate Аня Саркисьянц зафиксировала яркие моменты каждого дня поездки из Стамбула в Париж и поделилась личными впечатлениями от обновленного состава.
Аня Саркисьянц дизайнер общественных интерьеров, основатель и арт-директор студии DesignicART of LIVING
В начале этой осени мне посчастливилось проехать из Стамбула в Париж на том самом Восточном экспрессе или Venice Simplon-Orient-Express — поезде, где лак отполирован временем, а свет будто дышит сквозь стекло. Но прежде чем разбирать, как устроен знаменитый состав сейчас, вспомним, как все начиналось.
В 1883 году бельгийский инженер и предприниматель Жорж Нагельмакерс, вдохновившись американскими спальными вагонами Пульмана, запустил новый для Европы жанр — «гранд-отель на рельсах», который курсировал по маршруту Париж– Константинополь. В 1977–1982 годах, после периода затишья, американец Джеймс Шервуд начал охоту на подлинные вагоны этого состава по всей Европе, выкупая их на аукционах и распродажах депо.

Фото: Belmond
Важная деталь: большинство спасенных им вагонов произведены в 1920–30-х годах, эпоху «золотого века» ар-деко. Отсюда и зародилась узнаваемая эстетика поезда — геометрия и симметрия, маркетри и лаки, хромированные детали, панели из стекла в духе Lalique, строгость линий и чувственная материальность. Шервуд вложил миллионы в реставрацию, вернув интерьерам аутентичный вид, и в мае 1982 года выпустил состав Venice Simplon-Orient-Express — тот самый поезд, который сейчас живет под брендом Belmond и продолжает бережно нести код «гранд-отеля в движении».
Фото: © 2025 Wimberly Allison Tong & Goo
День 1. Стамбул
Утро первого дня началось в Стамбуле — я прилетела ранним рейсом из Милана, и уже в аэропорту меня встретили представители Восточного экспресса. На станции Bakirköy начальник поезда, обаятельный француз Бруно, проводил в «лаунж»: турецкая музыка, чай, традиционные сладости и фотографы со старинными камерами — «вылетает птичка», словно репетиция самого первого отправления 1883 года. В купе все на высшем уровне: шампанское, черная икра, мини-десерты, историческая карта маршрута и открытки с расписанием каждого дня. Хочется все рассматривать, трогать, фотографировать. До ужина — аперитив в баре и живой джаз. Дресс-код ужина (в 19:00 и 21:00 на выбор) — элегант-шик для женщин и black tie для мужчин: смокинги, длинные платья и ощущение праздника жизни. Ночью нас ждет граница с Болгарией, паспортный контроль и первый стук колес на пути к новым впечатлениям.


Состав, на котором я отправилась в путешествие из Стамбула в Париж, состоял из семнадцати вагонов; из них два ресторанных, бар-кар с лакированным фортепиано, а также спальные и служебные. Безусловный центр притяжения состава — Bar Car №3674. Каждый вечер после ужина все неизбежно собираются тут. Полированные деревянные панели, латунные детали, зеркала и мягкий свет собирают пространство в один ритм; у стойки — классика и авторские коктейли, за столиками — разговоры, которые тянутся дольше, чем планировалось. Пианист играет вживую, и поезд будто меняет скорость под каждую мелодию.


Где-то между роялем и шепотом стекла бар превращается в гостиную всего поезда — место, где дизайн незаметно дирижирует настроением.
День 2 и 3. Бухарест – Синая – Будапешт
Завтрак сервируют прямо в купе — серебро, фарфор, вышитые салфетки. В 16:00 прибываем в Бухарест, где нас ждет обзорная экскурсия и заселение в отель. Все организовано до последней детали, от конверта с картой номера до «добро пожаловать» вместо бумажной рутины. Утром отправляемся обратно в поезд на роскошный ланч: на борту работают два шефа — француженка и итальянец, и это чувствуется в балансе вкусов и порций. Затем остановка в Синае с визитом в замок Пелеш на пару часов музейной красоты, а в купе по возвращении — снова шампанское и закуски: у «Восточного экспресса» свои ритуалы удовольствий. В баре — шахматы, книги, музыка; у меня — попытка подружиться с сериалом «Черный кролик» с Джудом Лоу (актер безупречен, сюжет — менее). Вечером снова отправляемся на ужин в компании попутчиков: американский пилот F-16 с супругой-художницей из Мексики; британский инвестор в безупречном белом смокинге; пара врачей из Европы, с которыми мы спорили о роботах в хирургии; милая и очень скромная американская актриса Анна Кендрик; итальянский фотограф, на которого, как выяснилось, подписаны многие мои друзья.
Аудитория разная по возрасту, но одинаково любознательная и открытая.


Изначально в составе поезда три ресторанных вагона, но на моем рейсе их было два: L’Oriental и Étoile du Nord. Первый оказался моим фаворитом. Он теплый и как будто театральный. В оформлении преобладает настроение ар-деко — лак и восхитительные декоративные панно с птицами, в отделке — золото и слоновая кость. Все это создает ощущение аутентичного вечернего салона 1920-х. За сезонное меню отвечает выдающийся французский шеф Жан Имбер. Атмосфера невероятная: хрустящие белые скатерти, винтажное столовое серебро, блеск бокалов и изысканная сервировка буквально переносят в мир роскоши начала прошлого века.


Второй ресторан, Étoile du Nord, почти как музей со своей уникальной историей. Построенный в Бирмингеме в 1926 году, вагон Étoile du Nord начал свой путь по маршруту Париж – Амстердам, затем ходил в составе Edelweiss, после чего оказался в Румынии сначала в составе Дунайского экспресса, а затем в легендарном Rapid King Carol I. Спустя десятилетия вагон выкупили и бережно отреставрировали для Venice Simplon-Orient-Express, сохранив его знаменитое цветочное маркетри из редких шпонов. Атмосфера здесь более сдержанная, но история как будто витает в воздухе.


День 4 и 5. Будапешт – Париж (транзит через Австрию и Германию)
Завтрак в отеле на Дунае и дорога на вокзал через королевский зал ожидания. На перроне — команда, скрипачи и то самое чувство «мы — часть сюжета». Рядом с составом можно заметить один необычный вагон: снаружи привычный темно-синий, внутри — совсем другая пластика интерьера. Позже Бруно расскажет: это новейший L’Observatoire, созданный французским художником JR. Днем — шедевральный ланч, после — живая музыка, настольные игры и фирменный коктейль The Guilty 12 (привет Агате Кристи — ровно двенадцать ингредиентов). Вечером — гала-ужин и десерт в форме вагона; дальше бар превращается в ночной клуб с бэндом: танцы, объятия и последние часы в этой уникальной компании людей.


Жилые купе делятся на четыре типа размещения. Historic Twin Cabins — купе с двухэтажными классическими полками, общий туалет в конце вагона: если вам нужна кинематографическая «реальность» 1883 года, то это она. Suites (мой выбор) — камерная купе-гостиная, где диван превращается в кровать и есть приватная ванная комната. Grand Suites — комфортабельные двухкомнатные апартаменты с отдельной спальней, гостиной и уборной. И, наконец, L’Observatoire — приватный вагон-сьют на двоих, тоже авторства JR. Это первый в истории Venice Simplon-Orient-Express вагон, целиком спроектированный художником; в состав он вошел в марте 2025 года. Внутри — фиксированная двуспальная кровать, маленькая библиотека, отдельная чайная, иллюминатор в потолке, много дерева, маркетри и витражных вставок.


Визуально интерьер спальных вагонов «звучит» как выверенная симфония ар-деко: теплый орех и палисандр, лакированные панели с тонким маркетри, латунные ручки и номерные таблички, узкие зеркала, которые вытягивают пространство коридора, плотные шторы и глубокие оттенки текстиля. Свет здесь приглушенный и рассеянный, его будто «скульптурируют» бра и плафоны. Все собрано вручную, и это чувствуется в тактильности кромок, в точности стыков и глянце лака, в котором кинематографично отражается движение поезда. Мой номер назывался «Озеро» — название очень гармонично раскрывается в деталях интерьера: ореховые панели с инкрустациями зеленого перламутра, прохладные синие оттенки ткани, спокойные линии мебели без излишнего декора. Здесь каждый предмет работает на ощущение тишины и глубины: свет смягчает углы, текстиль охлаждает палитру, а современный бамбуковый матрас под историческим покрывалом завершает этот баланс — музейная красота в сочетании с настоящим телесным комфортом.


Свой культурный код легендарный «Восточный экспресс» бережно хранит не только на уровне эстетики и мифов, но и в богатой биографии. Войны, долгие стоянки, возвращения: проводники рассказывали, что некоторые вагоны становились «наземными» — наш, к примеру, когда-то был отелем в Лионе.
День 6. Париж
Утро после ночных хоралов — только кофе в постель и бесконечные французские поля в окне. Из всей географии маршрута (Турция, Болгария, Румыния, Венгрия, Германия, Австрия, Франция) самой живописной мне показалась Венгрия — возможно, именно в это время года. Последний сет от шефа — две закуски, две «основы», десерт; игристое и вина менялись каждый день. По прибытии в Париж каждого встречали водители — трансфер до адреса также включен; девушкам дарили мини-букеты, мужчинам — бутоньерки.


Объятия и легкая растерянность на фоне внезапной будничности парижского вокзала после шестидневного праздника жизни.
«Восточный экспресс» — это путешествие в уникальном музее ар-деко: Compagnie Internationale des Wagons-Lits, стекло Лалика, мебель Рене Пру, геометрия панелей, маркетри, лаки, хром, винтажный свет — весь код межвоенной роскоши здесь работает в реальном времени. Перезапуск легендарного поезда показал, как можно бережно модернизировать исторические интерьеры: сохранить ручную отделку 1920–30-х и незаметно интегрировать современные инженерные решения. Главный вывод моего путешествия: дизайн — это всегда опыт, а не декорация.
Фото на обложке: © 2025 Wimberly Allison Tong & Goo.





