![5 главных ошибок начинающих коллекционеров и как их избежать 5 главных ошибок начинающих коллекционеров и как их избежать](/upload/images/post/post_12221.jpg?1733210776)
5 главных ошибок начинающих коллекционеров и как их избежать
Старт пути в коллекционировании часто оказывается волнительным: возникает ощущение, что люди из мира искусства говорят только на им понятном языке, и новички чувствуют себя неуютно в этом кругу. Более того, первые шаги нередко сопровождаются ошибками, которые могут существенно замедлить развитие коллекции и даже привести к потере средств. О том, как избежать самых распространенных промахов, не запутаться в многообразии авторов и работ и, главное, получать от процесса коллекционирования удовольствие, Design Mate рассказал основатель фонда современного искусства MaxArt Максим Агаджанов.
Максим Агаджанов основатель фонда современного искусства MaxArt, коллекционер
Ошибка 1: отсутствие четкого направления
Одна из наиболее распространенных ошибок среди тех, кто начинает коллекционировать искусство, — неспособность выбрать конкретное направление для коллекции. Часто новички начинают собирать все подряд, не осознавая, что их коллекция должна иметь уникальный характер и цель. Проще всего начать с определенных одного-двух вариантов медиумов, которые вас привлекают и вызывают интерес: графика, живопись, скульптура, стекло и другие.
Совет: определитесь с направлением, исходя из своих предпочтений и бюджета. Начать развитие насмотренности и выбор первых работ можно с посещения таких площадок, как Музей современного искусства «Гараж», Дом культуры «ГЭС-2», Музей русского импрессионизма, ЦСИ Винзавод, Stella Art Foundation, Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» в Москве, а также Marina Gisich Gallery, Новая Голландия, «Третье место» и Севкабель Порт в Санкт-Петербурге. Кроме того, полезно изучить работы выпускников знаковых арт-институций, таких как арт-резиденция «Выкса» и Открытые студии Винзавода.
Понять, какие арт-объекты вызывают у вас истинный интерес, также поможет посещение ярмарок современного искусства, вернисажей, выставок и других мероприятий. На них легко найти возможность для личного общения с авторами. Важно не бояться спрашивать художников об их работах, желательно избегая банальных вопросов вроде «Что здесь изображено?», а, напротив, интересоваться концепциями, смыслами, идеями, которые предшествовали созданию работ.
![](/upload/images/post/post_12221_p1.jpg)
Дунаева Мария. Избранное. Бумага, карандаш 21 х 29. 2023. Из коллекции Максима Агаджанова
Ошибка 2: покупка дорогих или иностранных произведений без понимания контекста
Новички часто приобретают дорогостоящие работы или произведения иностранных художников, не разобравшись в контексте. Однако покупка произведений без должного понимания истории и ценности может привести к неприятным последствиям. Обычно среди коллекционеров считается дурным тоном начинать собирать коллекцию с иностранных авторов — прежде всего стоит разобраться с отечественным рынком, ведь в России он очень богат на интересные работы и темы.
Совет: начните с изучения работ местных художников. Погрузитесь в культурный контекст вашей страны или региона, прежде чем расширять коллекцию до международного уровня. Попробуйте поискать в интернете галереи и выставочные пространства в вашем регионе. Например, Воронежский центр современного искусства или, если живете в Москве, начните с галерей на Винзаводе: там можно встретить по-хорошему удивительные работы молодых авторов.
Ошибка 3: слишком сильное влияние чужого мнения
Еще одна распространенная ошибка — полагаться на советы других при первых и последующих покупках предметов искусства. На начальных этапах есть большой соблазн обратиться к друзьям, авторитетным критикам или известным галеристам за советом. В результате такого подхода в лучшем случае вы соберете коллекцию, которая не отражает вашего личного вкуса и не приносит удовольствия, а в худшем — просто запутаетесь в большом количестве субъективных мнений людей, у которых есть личный интерес в том, чтобы рекомендовать вам тех или иных художников. Отмечу, что нет ничего страшного в том, чтобы на начальных этапах ходить в галереи, обращаться к проверенным собраниям и изучать творчество разных авторов. Но при этом необходимо прислушиваться к себе и к своим ощущениям при выборе работ.
Совет: создавайте свою коллекцию самостоятельно, основываясь на собственных предпочтениях. По желанию принимайте во внимание советы специалистов, которые работают в фондах или галереях – искусствоведов и кураторов, – но делайте выбор в пользу работ, которые откликаются лично вам. Это позволит избежать разочарования и создать коллекцию, которая будет радовать долгие годы.
![](/upload/images/post/post_12221_p2.jpg)
Алимпиев Виктор. My tiny cooper laughing star. Холст, акварельный грунт, акварель, цветные карандаши. 116х114,5. 2022. Из коллекции фонда современного искусства MaxArt
Ошибка 4: покупка работ без проверки их качества и подлинности
Часто новички покупают работы, доверяя на слово авторам, арт-эдвайзерам или галеристам, не проверяя происхождение или качество арт-объектов. Это может привести к приобретению некачественных или даже поддельных произведений.
Совет: для того, чтобы убедиться, что перед вами подлинник действительно хорошего автора, лучше провести предварительную работу по изучению портфолио художника. Как правило, у авторов есть свой сайт, а по запросу они могут выслать портфолио или CV. При проведении анализа важно обратить внимание на то, есть ли у автора образование, принимал ли он участие в групповых выставках значимых арт-институций, были ли у него персональные выставки и, если да, то где. Даже начинающий, но хороший художник идет галерейным или выставочным путем — это важно для его карьеры и репутации.
При покупке в галереях вам обязательно должны выдать сертификат подлинности, который станет гарантией ценности объекта. Лучше избегать покупок через социальные сети, особенно у малоизвестных авторов, которые активно занимаются саморекламой. Как правило, их произведения не представляют художественной ценности.
![Выставки French Collection и Sweet Dreams на Paris Art Week 2024: дневники Виктора Дембовского](/upload/images/post/post_12221_p3.jpg)
![Выставки French Collection и Sweet Dreams на Paris Art Week 2024: дневники Виктора Дембовского](/upload/images/post/post_12221_p4.jpg)
Игорь Самолет. 1984. Я думал будет хуже; Не время умирать. Из коллекции фонда современного искусства MaxArt
Ошибка 5: отсутствие системного подхода
Коллекционирование — это не просто покупка работ художников, а процесс, который требует системного подхода: планирования бюджета, организации хранения работ и ухода за коллекцией. Чтобы все эти элементы не напугали вас на начальном этапе коллекционирования, можно сразу сделать несколько простых вещей.
Во-первых, определиться с бюджетом. К началу формирования коллекции совсем не обязательно иметь бесконечное количество средств. Поэтому просто определитесь с тем, сколько готовы потратить на работы в определенный период времени, и начинайте выбор с галерей, ценовая политика которых совпадает с вашим бюджетом. Цены на работы в галереях не всегда находятся в открытом доступе, поэтому важно не стесняться, а приходить, звонить, спрашивать и уточнять, чтобы выбрать подходящие объекты. Важно помнить, что цены на работы и бюджет далеко не всегда играют ключевую роль в формировании качественной и по-настоящему ценной коллекции. Гораздо важнее насмотренность, которая приобретается только с практическим опытом.
![](/upload/images/post/post_12221_p5.jpg)
Нестеров Слава. Из серии “Восемь песен”. Фанера, акрил. 120х80, 2021. Из коллекции фонда современного искусства MaxArt
Во-вторых, создать место для хранения. Проще всего хранить графику — обычно для этого достаточно купить специальную папку в любом художественном магазине. Поэтому если вы пока не готовы уделять много времени и сил уходу за коллекцией, то начинать свое собрание можно именно с этого медиума. Также несложно хранить современную живопись. Для нее важно, чтобы помещение хорошо отапливалось и не сквозило, — этого будет достаточно на первых этапах. Если не планируете любоваться работами каждый день, то лучше запастись пузырчатой пленкой, в которую их можно обернуть для сохранения в идеальном состоянии.
На обложке: Аннушка Броше, Подпоясанные, 2021. Керамика, ткань, 50х40х10 см. Из коллекции фонда современного искусства MaxArt.