![Первое впечатление: как архитектору создать качественное портфолио Первое впечатление: как архитектору создать качественное портфолио](/upload/images/post/post_12508.jpg?1739170048)
Первое впечатление: как архитектору создать качественное портфолио
Одна из главных целей архитекторов, которые в этом году заканчивают учебу или хотят профессиональных изменений, — оффер мечты. Ее достижение зависит от множества факторов, в том числе от качества профессионального портфолио. Специально для Design Mate Марсель Акопян, главный архитектор проектов компании CM International и один из критиков портфолио-ревью, проведенного командой «Софт Культуры» в рамках фестиваля «Открытый город», разбирает основные ошибки и делится практическими рекомендациями.
Марсель Акопян главный архитектор проектов компании CM International
Важность первого портфолио
В последнее время HR-консультанты все чаще советуют максимально «высушивать» информацию о себе в резюме. Только опыт, релевантные цифры и факты. В какой-то степени я с ними согласен, но все-таки, когда речь идет о портфолио архитектора, не стоит забывать, что для нас оно представляет собой своеобразную трибуну. Оно должно рассказывать как о человеке и специалисте, так и о проектах. Поэтому именно первое портфолио, как лекало для будущих обновлений, должно быть продумано на фундаментальном уровне.
Первое портфолио — продукт, казалось бы, простой. У архитектора еще нет большого количества проектов и, соответственно, мук выбора, что из этого опыта более важно и интересно работодателю, а что — менее. Поначалу кажется, что ценно в равной степени все, поэтому зачастую в подготовке «первого впечатления» побеждают эмоции. Но важно уметь с ними справляться, не отклоняясь в ту или иную сторону.
Где-то быть более сдержанным, но в то же время не стесняться быть заметным.
Первое, на что обычно смотрим мы в компании CM International, когда принимаем на работу, — это графика. Она показывает, насколько архитектор нетривиально подходит к делу. Здесь я всегда советую в хорошем смысле слова больше хулиганить, потому что индивидуальный стиль и авторский подход мгновенно цепляют. Свежие решения в портфолио много говорят о человеке: над оригинальным продуктом дольше думают, его разрабатывают, вкладывают силы и, главное, — интерес. А это один из самых ценных показателей.
![](/upload/images/post/post_12508_p1.webp)
Коллекция портфолио «Софт Культуры»
Самые распространенные ошибки
Забывать про цели и пользователя. Сама подготовка портфолио сравнима с работой над архитектурным проектом. И в такой работе тоже важно применять критическое мышление, а еще сразу определиться с целями и планами: для чего и для кого вы это делаете. Необходимо определить не только видение продукта и результат с визуальной точки зрения, но и то, что именно и кому вы «продаете».
Желать быстрого результата и откладывать до последнего дня. Создание первого портфолио — ответственный шаг, который часто хочется отложить до последнего. Однако не стоит забывать, что творческий процесс не всегда удается ограничить временными рамками. Лучше заранее определиться с дедлайном и графиком подготовки. Это поможет выстроить комфортный темп, расставить ключевые точки и акценты внутри каждого этапа. О быстрых победах лучше забыть, если хотите создать с нуля действительно качественный продукт.
Заимствовать чужие темплейты. В эпоху быстрого доступа к информации тяжело удержаться от соблазна подглядеть или «вдохновиться» проектами коллег на открытых ресурсах. Бесконечные рилсы, шортсы, публикации в соцсетях и подборки из Pinterest — все это имеет место в качестве инструментов исследования. Глобальный рынок постоянно развивается; появляются новые ниши, идеи, подходы. Да, нужно быть в тренде, понимать, как устроен мир, но брать за основу чью-то идею — означает стирать собственную идентичность. При этом умение подчеркнуть детали и показать, что вы в курсе тенденций в архитектуре — важный навык.
![](/upload/images/post/post_12508_p2.jpg)
![](/upload/images/post/post_12508_p3.jpg)
Изображения: Pinterest
Какой инструментарий выбрать
На мой взгляд, сейчас все сложнее сфокусировать чье-либо внимание на бумажном носителе или статичной презентации. Гораздо интереснее, когда творческая личность рассказывает о своем пути, используя динамику. Я имею в виду движение картинки в процессе рассказа, причем не обязательно даже видео: для начала подойдет и самая простая анимация. Мы живем в то время, когда моушн-дизайн из UI (user interface, пользовательский интерфейс) дал толчок к развитию графики. Лучшим инструментом для этого считаются веб-платформы, и вот почему:
- Портфолио на бумаге — это приятно, но при личной встрече. А сейчас все файлы направляются в основном в электронном виде.
- Большие файлы попросту не проходят ограничения по объему отправляемых данных, а их сжатие может влиять на качество картинки — портфолио в веб-версии скачивать нет необходимости.
- Магия движения, о которой сказано выше, вступает в силу именно в веб-формате.
- Собственный сайт — конкурентное преимущество, особенно, если специалист разработал его сам.
В целом, чем богаче арсенал специалиста, тем более он уверен в себе и ценен в глазах работодателя. Работа в сфере архитектуры и дизайна довольно часто требует быстрых и порой нетривиальных решений. Применяя стандартный набор инструментов и одну и ту же методику, архитектору потребуется больше усилий для того, чтобы перестроиться и найти совершенно новый подход к задаче.
Гораздо лучше регулярно осваивать новые навыки и инструменты, расширять кругозор и подпитывать свой профессиональный интерес.
Рекомендации для тех, кто прямо сейчас создает первое портфолио
Сегодня уже никого не удивишь генерацией картинок с помощью искусственного интеллекта, но их качество напрямую зависит от умения формулировать задание. То же самое и с подходом к портфолио. Важно учиться формулировать и подходить к структуре и содержанию своего продукта прагматично, а не создавать одноразовый продукт.
Я рекомендую выходить за рамки, учиться думать нестандартно, изучать новые программы для графики и моделирования, рендер-движки, а также связки взаимодействия между этими программами. Время от времени просматривайте веб-ресурсы о тенденциях в графике и подходе к созданию портфолио. Например, @letsshowitbetter, @renderbox.magazine, @axo_madness, @act.of.mapping. Следите за креативными студиями, особенно за кросс-дисциплинарными. А вот Archdaily, Landezine и подобные ресурсы оставьте для понимания повестки, но не для заимствования идей и подготовки портфолио. Иными словами — думайте о своей индивидуальности, не стесняйтесь ошибаться и ориентируйтесь на результат, который в будущем легко обновить.
Фото на обложке: SkullCapCreative, Parametric Architecture.