
Игра с формами, гиперболизация и ирония в практике Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген
Одна из самых обсуждаемых арт-новостей этого месяца — новая скульптура у Дома культуры «ГЭС-2», которая сменила на этом месте нашумевшую «Большую глину #4» Урса Фишера. Авторы объекта «Садовая лопатка» — классики поп-арта Клас Олденбург и Кошье ван Брюгген, которые прославились своими масштабными работами в виде увеличенных обыденных предметов, от рожка мороженого и английской булавки до волана для бадминтона. Вспоминаем творческий путь художников и рассказываем, как их скульптуры бросали вызов классическим строгим монументам.
Клас Олденбург родился в 1929 году в Стокгольме, провел детство и юность в Чикаго, где получил художественное образование, а в 1956 году переехал в Нью-Йорк. Его ранние работы относятся к 1960-м годам: в этот период Олденбург активно исследовал тему потребления в американском обществе. Художник не ограничивался одним направлением и создавал скульптуры, коллажи, перформансы и объекты паблик-арта — все они сделали его одним из самых значимых авторов своего поколения.
В начале 1970-х Олденбург познакомился с Кошье ван Брюгген, когда та предложила внести корректировки в его инсталляцию Trowel I для Музея Крёллер-Мюллер. Его будущая спутница родилась в 1942 году в Гронингене. Получив степень магистра истории искусств в Гронингенском университете, в 1967 году она начала работать помощником куратора живописи и скульптуры в амстердамском музее Стеделийк. Клас Олденбург и Кошье ван Брюгген поженились в 1977 году и в последующие три десятилетия работали вместе. Одним из самых заметных проектов дуэта считается серия из более чем сорока общественных скульптур, установленных по всему миру.

Trowel I в Музее Крёллер-Мюллер, 1971-1976. Фото: Attilio Maranzano, Oldenburg van Bruggen Studio © Claes Oldenburg and Coosje van Bruggen
Метод
В основу подхода дуэта легло сочетание интеллектуальной строгости арт-критика в лице ван Брюгген и поэтического чутья скульптора — Олденбурга. Этот мощный симбиоз воплощался в зачастую противоречивых, но мгновенно узнаваемых и запоминающихся произведениях искусства. В рамках совместной практики художники сосредоточились на крупноформатных монументальных скульптурах и сайт-специфик инсталляциях, задуманных специально для открытых пространств. Визитная карточка дуэта — нарочито увеличенные повседневные объекты, будь то лопатка, зубная щетка, воланчик для бадминтона, пила или рожок с мороженым. Гиперболизированные, яркие и ироничные работы Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген бросали вызов пафосным историческим монументам и строгим памятникам. Смелые эксперименты с формой позволяли дуэту создавать объекты, которые переосмысляли привычный городской ландшафт и стирали границу между реальностью и фантазией.

Фото: © 1990 Sidney B. Felsen
Проекты
Gartenschlauch (Garden Hose), 1983 Stühlinger Park, Фрайбург, Германия

Фото: visit.freiburg.de
Работа Gartenschlauch (Garden Hose) победила в городском художественном конкурсе Фрайбурга в 1980 году, однако потребовалось еще несколько лет, чтобы воплотить ее в жизнь. Скульптура представляет собой гигантский кран высотой 10 метров и шланг для полива воды длиной 84 метра. Чтобы реализовать задумку художников, инженерам пришлось разработать специальный технологический процесс, позволяющий одновременно сгибать тридцать металлических секций в разных направлениях.
Spoonbridge and Cherry, 1988 Minneapolis Sculpture Garden, Walker Art Center, Миннеаполис, Миннесота

Фото: Gene Pittman
Скульптура в виде ложки с венчающей ее вишней стала центральным объектом сада скульптур Центра искусств Уокера — одного из крупнейших подобных парков в мире. По задумке авторов, объект не только вносит разнообразие в строгую планировку сада, но и выполняет определенную функцию. Так, черенок вишни служит фонтаном: поток воды попадает в чашу ложки, а затем стекает в пруд под ней.
Binoculars, 1991 Лос-Анджелес, США

Фото: Attilio Maranzano, Oldenburg van Bruggen Studio © 1991 Claes Oldenburg and Coosje van Bruggen
Скульптура Binoculars представляет собой ключевой элемент фасада здания рекламного агентства Chiat/Day по проекту Фрэнка Гери. Перед художниками стояла задача по превращению бинокля в гармоничную часть архитектурного ансамбля. В рамках этого проекта дуэт продумал не только внешнюю оболочку, но и внутреннее наполнение объекта. В результате скульптура вместила изогнутые пространства двух типов — уединенные и выходящие в конференц-зал.
Shuttlecocks, 1994 Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, Миссури

Фото: Attilio Maranzano, Oldenburg van Bruggen Studio © 1994 Claes Oldenburg and Coosje van Bruggen
При создании этой работы для Художественного музея Нельсона-Аткинса художники представили главное здание в неоклассическом стиле как сетку для игры в бадминтон, а лужайку перед ним — как игровое поле. Инсталляция состоит из четырех огромных воланов, которые, кажется, только что приземлились на землю в процессе игры.
Dropped Cone, 2001 Neumarkt Galerie, Кёльн, Германия

Фото: Gerd Kittel, Oldenburg van Bruggen Studio © 2001 Claes Oldenburg and Coosje van Bruggen
Работа Dropped Cone, венчающая торговый центр Neumarkt Galerie в Кёльне, вдохновлена рекламными вывесками близлежащих кафе-мороженых. С концептуальной точки зрения скульптура напоминает зрителям о быстротечности времени и потребления, гармонично дополняя одну из главных коммерческих локаций города.
«Садовая лопатка» Дом культуры «ГЭС-2», Москва

Фото: Глеб Леонов
Красная версия «Садовой лопатки», установленная на спуске к Водоотводному каналу, — это скульптура из частной коллекции, созданная в 2001 году и принимавшая участие в выставке «Олденбург и ван Брюгген на крыше» в Метрополитен-музее. По словам команды Дома культуры «ГЭС-2», семиметровый объект не только отсылает к теме созидательного труда как способа найти гармонию в меняющемся мире, но и напоминает о том, как близки природа, человек и культура.
Фото на обложке: Jesse Frohman – Trunk Archive, Pace Gallery.