
Нина Яшар: икона стиля в коллекционном дизайне
Когда-то Нина Яшар, основательница одной из ведущих галерей — Nilufar, — задала новый стандарт в мире коллекционного дизайна. Именно ей одной из первых удалось сочетать объекты разных стилей и эпох, от модернистской мебели Алвара Аалто до персидских ковров, в гармоничном ансамбле. Сама она уверенно заявляет, что научиться хорошему вкусу невозможно, а собственный успех связывает с умением создавать тонкий диалог между предметами.
Нина Яшар родилась в Тегеране в 1957 году. Когда девочке было шесть лет, ее семья переехала в Милан вслед за отцом — успешным торговцем старинными коврами и тканями. Будущая звезда в мире коллекционного дизайна изучала искусство в Венеции, а затем вернулась в Милан, где начала свой профессиональный путь с работы в семейном бизнесе. Вскоре Нина уже самостоятельно торговала антикварными изделиями и французскими коврами XIX века, постепенно ощущая желание работать с винтажными объектами и современными дизайнерами. В 1979 году, будучи 22-летней девушкой, она открыла галерею Nilufar в самом сердце Милана — на Via della Spiga. Этот шаг ознаменовал новую эпоху в развитии актуального коллекционного дизайна.
Галерея Nilufar
Nilufar стала прямым отражением вкуса и подхода Нины Яшар. С самого начала работы галереи она сделала ставку на сочетание творений знаковых мастеров прошлого с объектами авторов, которые формируют индустрию прямо сейчас. История Nilufar началась с показов скандинавского и итальянского дизайна середины века, который Нина искусно сочетала с коврами и изделиями со всего мира. 2005-й год стал поворотным: встав перед выбором — продолжать работать лишь в рамках исторического дизайна или погрузиться в неизведанный мир современных авторов, — Яшар выбрала риск.

Фото: Nilufar
Я бы сказала, что 85% моих решений не связаны с бизнес-планом. Я никогда ничего не покупала только потому, что думала, что это можно будет легко продать.
С тех пор Нина начала активно сотрудничать с молодыми дизайнерами, для многих из которых Nilufar оказалась важным этапом карьеры. Например, одним из главных протеже Нины Яшар стал Мартино Гампер, который настолько впечатлил галеристку своим известным проектом 100 Chairs in 100 Days, что та приобрела масштабную коллекцию стульев для выставки Gio Ponti Translated by Martino Gamper. Помимо Гампера, Nilufar представляет работы Массимилиано Локателли, Бетан Лауры Вуд, Арика Леви, дуэта David/Nicolas, студии Objects of Common Interest и многих других.
Общение с авторами требует огромных усилий. Гораздо легче иметь дело с ушедшими дизайнерами, чем с ныне живущими. Этот опыт научил меня терпению.


Фото: Nilufar
В 2015 году к легендарному помещению на Via della Spiga добавилось новое, более дерзкое пространство Nilufar Depot. Расположенная в отдалении от центра, вторая площадка на Viale Lancetti представляет собой трехэтажный ангар площадью более 1500 квадратных метров, преображенный архитектором Массимилиано Локателли. Обе локации служат платформой для экспозиций, которые неизменно становятся ключевыми точками притяжения во время Миланской недели дизайна. Чтобы отметить 10-летие второй площадки Nilufar, в этом году команда выпускает книгу Nilufar Depot: The First Decade — своеобразный живой архив идей и кураторских экспериментов, сделавших Nilufar Depot глобальным ориентиром в дизайне и визуальном искусстве.


Фото: Nilufar
Метод
Говоря об успехе своей вселенной Nilufar, Нина Яшар часто упоминает смелость следовать интуиции и собственным желаниям. По словам куратора, ее фирменный подход основан на глубоком понимании ценности диалога традиций и инноваций. Дизайнерский вкус галеристки во многом сформировали такие мэтры, как Лина Бо Барди с ее глубоко человечными работами и Джо Понти с его безупречным балансом формы и функциональности, а также инновационным использованием материалов.

Фото: Nilufar
На подход Яшар также повлиял и ее мультинациональный бэкграунд. Культура и ремесло Ирана переплелись с итальянским контекстом, определив ее творческий метод и девиз: традиции, авангард, инновации. Куратора в первую очередь привлекают объекты, способные рассказывать истории и вызывать эмоции. Разрабатывая совместные коллекции с дизайнерами, она нередко напрямую участвует в процессе, тонко чувствуя и предвидя решения, которые приведут к успеху.
Мне нравится курировать каждый аспект, от отбора предметов до презентации площадки, где они будут выставлены.
Проекты
Nilufar Edition


Cabinet Luna, дизайн Filippo Carandini; Stool Scarpette, дизайн OLDER. Фото: Nilufar
Проект Nilufar Edition стал естественным продолжением видения Нины Яшар, уже реализованного в двух пространствах. Команда называет его логичным промежуточным итогом сорокалетней истории галереи, а также игривым исследованием актуального творчества. В линейку входит кураторская подборка объектов из основных категорий мебели, ставших результатом сотрудничества с авторами со всего мира. Кроме того, для каждого из предметов галерея предлагает возможность персонализации, воплощая свою приверженность ремесленному подходу и итальянскому мастерству.
Выставка FAR

Фото: Nilufar
Нина Яшар называет экспозицию FAR одним из самых ярких проектов, реализованных за время существования галереи. Созданная в творческом тандеме Джозефа Грима и Валентины Чуффи, основателей Alcova, выставка объединила работы студии Odd Matter, Альберто Вителио, Линде Фрейи Тангельдер и других авторов. Объекты, воплощающие радикальные эксперименты и полное переосмысление функциональности, разместились внутри и вокруг прозрачных надувных шаров.
Выставка Celestial Proceedings


Фото: Nilufar
В контексте практики современных дизайнеров Нину Яшар особенно привлекают инновационные техники и нестандартные способы работы с материалами. Галеристка нередко сподвигает своих подопечных выражать себя в более крупном масштабе и не бояться экспериментировать. Именно так появилась выставка Celestial Proceedings француженки Одри Лардж, представленная в рамках Недели дизайна в Милане в 2023 году. Экспозиция стала воплощением узнаваемого стиля дизайнера на стыке реального и цифрового миров.
Silver Lining

Фото: Alejandro Ramirez Orozco
Знаковым проектом галереи в этом году стала выставка Silver Lining, приуроченная к 10-летию Nilufar Depot. На этот раз в фокусе Нины Яшар оказался металл, представленный на экспозиции в широком спектре техник и отделок. «Мне нравится присущая металлу двойственность. В своем первозданном виде он дает ощущение упругости и силы, но, попадая в руки ремесленников, дизайнеров и художников, он становится чем-то гораздо более глубоким, с изгибами, углами и разнообразными текстурами», — рассказывает она. По словам Нины Яшар, проект также отражает ДНК галереи — связь винтажа и современности: выставка объединила новаторские изделия из металла и архивные работы, в том числе 1970-х годов.
Фото на обложке: Helenio Barbetta.