Почему произведения искусства растут и падают в цене
Тема месяца Design Mate в марте – «Дизайн как искусство». В новом материале разбираемся, от чего зависит стоимость предметов искусства и можно ли предугадать, как вырастут или упадут цены на произведения конкретного художника, – вместе со специалистом московского представительства аукционного дома Phillips Теа Курсуа.
Теа Курсуа специалист московского представительства
аукционного дома Phillips
Ценообразование, как и карьера художника, должны формироваться постепенно. Резкие скачки часто приводят к спаду – такая динамика вызывает недоверие со стороны коллекционеров и на карьере художника сказывается отрицательно. Яркий пример – история продаж американской художницы Таубы Ауэрбах. Цены на ее работы начали резко взлетать с 2013 и уже в следующие два года достигли рекордной суммы в $2,285,000, но с 2016 года начался резкий спад. Как следствие, теперь ее работы все реже появляются на аукционах и часто остаются непроданными. Самый высокий аукционный результат Ауэрбах за 2018 год – £143,750 на мартовских торгах Sotheby's в Лондоне.
Тауба Ауэрбах, «Без названия (Fold)» (2010).
Оценочная стоимость: $1,500,000–2,000,000, продана за $2,285,000 на аукционе phillips.
В последнее время художники часто продвигаются самостоятельно, без галереи. Иногда это работает, но, на мой взгляд, в большинстве случаев эффективней художник развивается с грамотным галеристом. Это освобождает его от бизнес-вопросов и дает возможность погрузиться в творческий процесс. О всех выставках и продажах, в том числе на ярмарках современного искусства, в этом случае заботится галерист.
Важным фактором формирования цены часто становится переход художника в институциональное поле.
Участие в биеннале, музейные выставки, попадание в значимую частную коллекцию или коллекцию фонда – это естественный путь, который в большинстве случаев приведет к постепенному росту цен на работы художника. Например, в 2017 году состоялась большая ретроспектива Дэвида Хокни в Тейт Британ. Посвященная 80-летию художника выставка позже прошла в Центре Помпиду в Париже и завершила свой тур в феврале 2018 года в Метрополитен в Нью-Йорке. В итоге, на торгах Christie's в ноябре 2018 Хокни установил рекорд. Работа «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» ушла за $90,312,500 и принесла Дэвиду Хокни звание самого дорогого художника из ныне живущих. Тут сыграли роль сразу два фактора: музейная выставка-блокбастер и возраст художника.
Дэвид Хокни, «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» (1972).
Продана за $90,312,500 на акционе christie's.
Талантливая идея и концепция всегда обращает на себя внимание деятелей искусства и опытных коллекционеров. Например, на недавнем благотворительном аукционе в поддержку фонда «Звезды Сибири» была представлена работа молодого австрийского художника Луи Ледебура, который в своем творчестве исследует поколения Y. Он написал манифест, где размышляет о проблемах миллениалов в современном обществе. За его работу боролись два директора музеев и важный российский коллекционер, и лот ушел в значимую коллекцию, превысив верхнюю границу эстимейта.
Среди важных факторов ценообразования можно назвать провенанс работы.
Например «Спящая обнаженная» Пикассо, написанная в 1932 году, долгое время находилась у самого художника; после его смерти картина перешла по наследству к вдове Пикассо, Жаклин Рок, а затем к ее дочери. 1932 год был очень плодотворным для Пикассо. Работа «Сон», написанная в этом году, сейчас находится в коллекции Стива Коэна. «Зеркало» и «Обнаженная, зеленые листья и бюст» – в галерее Тейт Модерн в Лондоне на правах долгосрочного займа. Все это повлияло на результат продажи «Спящей обнаженной»: на торгах Phillips в Лондоне в прошлом году она была продана за £41,859,000.
Пабло Пикассо, «Спящая обнаженная» (1932).
Оценочная стоимость: £12,000,000– 18,000,000, продана за £41,859,000 на аукционе phillips.
Итак, советы начинающим коллекционерам. Выбирая работу в свою коллекцию, не торопитесь покупать ее импульсивно. Сначала нужно понять, подходящий ли сейчас момент для приобретения работы конкретного художника. Спрашивайте и сравнивайте цены на его работы на ярмарках, аукционах и в галереях. Следите за музейными выставками, участием в биеннале и приобретением его работ в публичные коллекции или коллекции фондов. Обращайте внимание на провенанс и историю продаж работы. Тут важно, как часто работа появляется на рынке, в каких выставках участвовала, чьей коллекции принадлежала ранее; была ли напечатана в каталоге или упомянута в литературе, принадлежит ли к важной серии работ художника. Это лишь малая часть факторов, которые влияют на формирование цен на работы современных художников.
В мире, который так быстро меняется (переживает экономические скачки и, например, появление совершенно новой валюты), сложно прогнозировать динамику роста цен на произведения искусства с точностью. Поэтому важно выбирать те работы, которые близки вам эмоционально и эстетически, а уже потом изучать рынок художника – тут не справиться без помощи специалистов.
На мой взгляд, аукцион – это самая объективная площадка для покупки или продажи произведений искусства.
Во-первых, он гарантирует прозрачность условий: в каталоге и на сайте аукционного дома прописаны правила участия и условия покупки и продажи, и покупатель всегда знает, сколько составляет комиссия аукционного дома. Во-вторых, в отличие от галерей, аукционы не продвигают конкретных художников. На торги попадают признанные художники с уже сформированным рынком или молодые, не столь известные широкой публике, но за которыми уже следит арт-сообщество.