Почему предметы дизайна и искусства растут в цене, и что на это влияет
Предметы искусства, будь то живопись или коллекционный дизайн, это всегда не только возможность сделать интерьер выразительнее, повысить его статус, но и способ совершить выгодное вложение. Конечно, когда знаешь, во что вкладываться. Мы попросили инвестора и коллекционера Кирилла Игнатьева, совладелицу художественной галереи Osnova Алену Курмашеву и основательницу галереи дизайна «Палисандр» Алину Ковалеву рассказать о том, как предметы искусства и дизайна растут в цене и что на это влияет.
Кирилл Игнатьев Инвестор, предприниматель и коллекционер
Экономика будущего, насыщенная интернет-решениями и искусственным интеллектом, парадоксально благоволит росту цен на антиквариат, уникальные объекты дизайна и искусства.
Во-первых, интернет способствует распространению информации о культурных ценностях и трендах, росту интереса к культуре. Именно миллениалы и поколение Z стали больше ходить в кино, на выставки и в театр. Они стали ценить дизайн в повседневном быту, в фото- и видеоконтенте социальных сетей. Еще не каждый из них способен тратить много денег на ценное, но многие готовы тратить на оригинальное.
Во-вторых, тренд на кастомизацию и персонализацию тоже на руку росту рынка культурных ценностей и дизайнерских объектов.
В-третьих, смена отраслей и видов бизнеса будет происходить стремительно. Сегодня олигархи-металлурги – в лидерах списков Forbes, а завтра «повелителей» металла и бетона заменят композиты. Сети супермаркетов сейчас – огромный бизнес, а скоро технологии позволят выбирать даже продукты питания в интернете «как вживую». Мы сможем осмотреть конкретный товар и увидеть его срок годности. Так куда инвестировать тем, кто не готов ежедневно стоять у руля бизнеса и реагировать на изменения? Правильно! В вечные ценности. Историческую недвижимость в центрах городов, антиквариат и авторский дизайн.
Алена Курмашева Совладелица галереи Osnova
Предметы искусства, как и коллекционного дизайна, это вещи уникальные, цена на которые формируется, исходя из многочисленных факторов, связанных с их автором.
Могу привести в качестве примера ежегодную ярмарку Design Miami/Basel, на которой галереи во всего мира представляют лучшие образцы коллекционного дизайна и искусства, от молодых авторов до легендарных имен. Если мы посмотрим на срез участников за пять лет, то увидим четкую линию по возрастанию стоимости на некоторые имена: бывает так, что после ярмарки он попадает в коллекцию значимого музея, или у него проходит сольная выставка – такие события напрямую отражаются на стоимости его творений уже на следующий год. Иными словами, если обобщить, на стоимость произведений так или иначе влияют все события, которые происходят в профессиональной жизни художника.
Один из недавних примеров – молодой испанских художник Секундино Эрнандес. Его картины на ярмарке в Мадриде приобрел известный коллекционер, а через полгода на на новые полотна уже выстроилась очередь. Это частный пример, который говорит лишь о том, что иногда мнение одного уважаемого человека в арт-мире может изменить ход творческой карьеры художника.
Фрагмент выставки молодых бразильских художников в галерее Osnova
Что касается нашей галереи, мы работаем в основном с молодыми художниками, которые находятся в начале своего творческого пути. Предугадать развитие профессиональной карьеры тут непросто. С другой стороны, именно работа с молодыми авторами может принести свои дивиденды уже через пять-десять лет. Молодой художник должен быть работоспособным, владеть материалом, уметь правильно расставить акценты и четко выделить свою творческую позицию. Еще, как ни странно, для художника очень важно умение работать в команде. Возвращаясь к примеру мировых ярмарок, должна сказать, что на имя художника всегда работает большая команда – любой успех это всегда результат кропотливый работы разных специалистов.
Алина КовалеваОсновательница галереи коллекционного дизайна «Палисандр»
Теоретически у дизайна есть инвестиционная привлекательность. Но я бы не стала цинично относиться к этому, как к чистой инвестиции. У человека должна быть потребность окружать себя такими предметами, и если они еще и растут в цене – пусть это будет бонусом.
В любом случае, хорошо понимать, что будет дорожать, а что нет. Не стоит ждать роста цен на просто винтажные вещи, даже с именам: скорее всего, никаких «открытий» там не будет. В то же время, хорошие именные предметы и дешеветь не будут – они всегда ликвидны. Дорожать же могут редкие выпуски тех звездных дизайнерских имен, которые формируют рынок, например, Жан Пруве, Александр Нолль, отдельные вещи Поуля Къярхольма. Из современных – Марк Ньюсон. Иными словами то, что уже сейчас стоит приличных денег. Конечно, есть какие-то предметы из 70-х и 80-х, которые еще могут подняться в цене. Пример – мебель Пьера Полена для Елисейского дворца. Но такие «выстрелы» вне тенденций.
Какие-то галереи делали попытки формирования рынка на некоторых дизайнеров «второго ряда». Но то ли слишком агрессивно это происходило, то ли что-то пошло не так – значимого результата не было.
Кресло Жана Пруве для Vitra
Отдельная тема – это подделки. Они сильно осложняют ситуацию в некоторых сегментах рынка коллекционного дизайна. Сюда относится целый пласт ар-деко, или совсем узкая тема – мебель Пьера Жаннере. Эти вещи надо покупать с серьезным провенансом, только у надежных продавцов. В обоих упомяну5тых случаях любые предложения ниже рынка крайне опасны. Бесспорные же вещи мастеров ар-деко Рульмана, Нолля, Эйлин Грей – это хорошая инвестиция.