Критерии успеха: что значит быть «успешным дизайнером»?
Публикации в профильных изданиях, участие в выставках, победы в конкурсах, коллаборации с известными брендами и востребованность на рынке – как измеряется успех в дизайне и что значит быть «успешным дизайнером»? В рамках темы месяца Design Mate в январе, «Дизайн как старт», мы поговорили об успехе с молодыми и уже состоявшимися дизайнерами.
Кирилл и Елена Чебурашкины дизайнеры, руководители кафедры «Художественное проектирование мебели» МГХПУ им. С.Г. Строганова
Для нас, успешный дизайнер – это, прежде всего, дизайнер востребованный рынком. Прочие атрибуты успеха прилагаются к дизайнеру в зависимости от жанра, в котором он работает. Для адептов коллекционного дизайна – это публикации в СМИ, участие в статусных выставках, долговременные контракты с авторитетными галереями. Для промышленных дизайнеров – это число запущенных в серийное производство продуктов, победы в международных профессиональных конкурсах, коллаборации с известными мировыми брендами. Для интерьерных дизайнеров – это публикации в профильных СМИ и победы в профильных конкурсах. Ну и конечно, важным критерием успешности любого дизайнера, вне зависимости от жанра его работы, является личная удовлетворенность уровнем собственного дохода от профессиональной деятельности.
Дима Логинов дизайнер
Для меня несомненным критерием успешности дизайнера являются всего два фактора: личная удовлетворенность от работы и доходов от нее. В нашем, еще только развивающемся интерьерном рынке, где покупаются лайки, подписчики, награды и публикации в сми, можно создать видимость успешности, однако едва ли это доставит удовлетворение нормальному дизайнеру. Дизайнеров, которые платят за все это, а потом сами же верят в свой «успех», мы обсуждать не будем, ведь мы не медики. Но вот если дизайнер, вне зависимости от того, сколько людей знакомы с его именем и творчеством, счастлив от того, чем он занимается и доволен заработком – это смело можно считать личным успехом! И для этого необязательно становиться звездой.
Керамическая плитка MUSE для Nefrit Ceramic – один из последних проектов Димы Логинова.
Екатерина Вагурина дизайнер
Понятие «успешный дизайнер» очень субъективное, единого правила здесь нет. Недавно я познакомилась с Ярославом Рассадиным, которого считаю успешным дизайнером. Мы с ним пообщались как раз примерно на эту же тему, и я спросила его, считает ли он себя успешным дизайнером и что это вообще? Он мне очень умные ответы дал. По большому счету, все сугубо индивидуально, каждый сам выбирает, что он считает успешностью. Главное во всем этом – понять, от чего ты сам, как дизайнер, испытываешь радость и удовлетворение.
Например, ты испытываешь радость и восторг от того, что про тебя и про твои работы везде пишут и публикуют их, радуешься победам в конкурсах и участию в выставках. Но воплощаются ли твои работы? Или же все остается на бумаге, в столе, в рендерах и концептах?
Cheese Wheel Lamp екатерина Вагуриной, светильники в виде сыра были спроектированы для конкурса SaloneSatellite Moscow 2018
Другой вариант: ты тихо и спокойно работаешь на любимой работе или работаешь фрилансером над заказными проектами и частными заказами, твое имя не мелькает в медиа, но ты кайфуешь от того, что делаешь, от того, что твои идеи находят воплощение. Встречая их в быту или в магазине, ты испытываешь огромное удовольствие и радость, ведь это придумал ты сам. Может быть, об этом не напишут в профильных изданиях, но самое главное другое: ты сделал что-то нужное и полезное и знаешь, что эта вещь живет своей жизнью, принося пользу и радость людям.
Признаком успешности можно назвать и возможность постоянно заниматься любимым делом, зарабатывать этим, а не каким-то сторонним трудом. Но, опять же, все это очень индивидуально, и каждый должен решить для себя, что значит быть успешным, самостоятельно.
Иван Басов дизайнер, сооснователь бренда Basmaсoncept
Для меня дизайн – это умение формулировать задачи, выявлять их суть и находить решения. Успех при данной формулировке – это получение ожидаемого положительного результата. Если говорить в целом о нашем обществе, то, наверное, сейчас успех, вне зависимости от профессии, заключается в востребованности вас как профессионала, в положительной оценке результата вашего труда со стороны других профессионалов в этой области, а также специализированных изданий.
Максим Щербаков основатель студии Supaform
Безусловно, успех связан с востребованностью дизайнера – так же, как и в любой другой сфере деятельности человека. Сложно быть успешным, не имея клиента и своей аудитории, хотя такие примеры тоже бывают. Для меня успешный дизайнер – это, в первую очередь, думающий дизайнер. Это дизайнер со своим сформировавшимся, четко выраженным подходом и позицией, грубо говоря, со своим почерком и стилем. Если дизайнер думает и умеет красиво излагать свою мысль, рано или поздно он станет успешным. Успех – это не всегда деньги, хотя деньги несомненно являются эквивалентом благосостояния и успеха.
Проект Максима Щербакова и Supaform Disused, объекты были выставлены в рамках Миланской недели дизайна, на экспозиции Ventura Future
Мария Анисимова-Карасикдизайнер, сооснователь бренда PlayPly
Для меня успешный предметный дизайнер – это тот дизайнер, который продается. Выставки, конкурсы и прочее – это, безусловно, тоже критерии успеха, но если мы говорим о промышленном дизайнере, человеке, который делает вещи для людей, главный фактор успеха – это продаваемость. Я уверена, что продукт, который нужен людям, так или иначе находит реализацию. Кто-то в итоге возьмется его производить и будет продавать – ценность хорошего дизайна видна сразу. Другое дело, если дизайнер делает что-то (пусть даже дизайн-сообществу кажется крутым), но это не продается – значит, этот продукт не востребован.
В коллекционном дизайне, как ни странно, все то же самое. Конечно, здесь особенно ценится экспертность, признание объекта людьми, которые разбираются в этой теме. Но, вместе с тем, и коллекционный дизайн не предназначен для того, чтобы пылиться на складе. Его тоже должны покупать, просто не в таком масштабе, как промышленный, и за другие деньги.
Говоря про востребованность продукта, отмечу, что сейчас, конечно, есть огромное количество откровенно плохих вещей, которые продаются и считаются востребованными. Это уже другой вопрос. Для меня цель дизайна – воспитывать у людей вкус. И если дизайнер делает действительно хорошие и качественные вещи, не идет на поводу у масс, а транслирует собственные идеи, он будет востребованным и успешным.
Дмитрий Самыгиндизайнер
Успешный дизайнер – это востребованный дизайнер, ведь успех – это признание. Крупные производственные компании хотят заключать с вами контракты, клиенты хотят приобретать вещи вашего дизайна. Для меня важно видеть, как люди с удовольствием пользуются моими предметами. Чем вы успешнее, тем больше других участников индустрии, компаний, журналов и галерей интересуются вашим творчеством. Это объективная оценка, но есть еще более личное представление об успехе, и оно заключается в постоянном самосовершенствовании и поиске. Когда мы смотрим на историю дизайна, на предметы-иконы, мы видим, что существует иерархия внутри даже очень качественного дизайна. Сейчас мы не всегда понимаем, какие вещи из нынешнего разнообразия станут знаковыми, но для их авторов это будет настоящий успех.
На обложке: светильник Banana, Basmaсoncept