
Dominion Tower: самоутверждение или самобытность?
Смешение конструктивизма и всех течений, на которые этот стиль позднее повлиял: бизнес-центр по проекту одной из самых знаменитых архитекторов современности, Захи Хадид, располагается в московском районе Дубровка. Удалось ли зданию вписаться в городской ландшафт Москвы? Отвечают эксперты.
Возможно, во многом благодаря сложной судьбе Dominion Tower и почти 10 лет, ушедших на реализацию, здание вписывается в контекст московской архитектуры много лучше, чем первоначальный проект центра. Динамичная сложная форма с выступающими консолями почти на двадцать метров, мягкая тякучесть углов. Подобное здание могло бы стать новой страницей московской архитектуры. Но реализовать такой сложный проект из-за технических трудностей оказалось невозможно, и построенное в итоге здание значительно изменило свой облик. Несмотря на заявления бюро Захи Хадид о динамичном движении, Dominion Tower гораздо ближе лаконично строгим, четким линиям ее ранних проектов. Но то, что принято считать для творчества Захи «шагом назад» для Москвы оказалось логичным продолжением истории архитектуры XX столетия. Плоскостностью своих массивных объемов и строгостью линий Dominion Tower поддерживает линию московского конструктивизма. В то же время, в столь сдержанном облике здания читается уникальный архитектурный почерк Захи Хадид, движение, особенно выразительно проявляющееся в динамичных поворотах консолей.
На первый взгляд кажется, что окружение, в котором оказался Dominion не подходит для здания такого характера – пост-советское окружение из заборов и серых пятиэтажек. Но и в этом Dominion Tower продолжает знакомые Москве по эпохе конструктивизма и сталинского классицизма архитектурные приемы – попадая в несоответствующую ему среду - меняет ее понимание и восприятие в целом, становясь доминантой. Подобная концепция здания как фактора, формирующего новое пространство – одна из важных точек всех проектов Захи Хадид.
Я с огромным уважением отношусь к личности и творчеству Захи Хадид. Она была ведущим участником архитектурного процесса современности, и еще при жизни ее проекты уже заняли свое место в истории. Яркая и талантливая, она была своего рода «живым классиком» в архитектуре, недосягаемым примером для подражания. Однако с бизнес-центром премиум класса Dominion Tower в Москве история вышла крайне неоднозначная. Проект должны были реализовывать в начале 2000-х, и для того времени дизайн здания был как никогда актуален. Появись в оно вовремя - здание бы стало настоящим архитектурным событием и гармонично вписалось в ландшафт города, украсив его и обогатив. Но от идеи до реализации прошло больше 10 лет, в разработку вмешался второй архитектор, бюджет пришлось сократить – и в итоге проект, который мог бы стать чем-то прекрасным, потерял свою первоначальную прелесть. Кроме того, за это время не произошло существенных изменений в благоустройстве прилагающей территории – место так и осталось глухой зоной Дубровки. Целый ряд обстоятельств лег в основу препятствия для успешного развития проекта Захи Хадид в Москве. К сожалению, это распространенная ситуация – интересные зарубежные идеи не всегда выживают в российских реалиях. Нашей столице очень не хватает смелых, современных и ярких проектов. Если западные архитекторы примут участие в усовершенствовании современного облика Москвы, учитывая ее исторические и культурные особенности, - это только пойдет на пользу эклектичности города.



