Наталья Маркевич: «Лучший свет — это тот, на который мы не отвлекаемся»
Архитектура не живет без света. Будь то дневной или электрический, именно свет приносит жизнь в архитектуру, наполняя ее смыслом и функцией. Свет и человек, свет и пространство, свет и архитектура — все это входит в зону ответственности светодизайнера. Он изучает психологическое, биологическое и физиологическое восприятие света человеком. Углубляясь в это узкое направление, дизайнер освещения становится специалистом с уникальным набором знаний и навыков, которые выходят далеко за рамки «обычного» проектирования освещения.
Об этой профессии рассказывает светодизайнер, куратор программы дополнительного профессионального образования «Световой дизайн» в Архитектурной школе МАРШ Наталья Маркевич.
Наталья Маркевич. Фото предоставлено пресс-службой МАРШ
О профессии
Световой дизайн — профессия для России относительно новая. До сих пор идет формирование и специалистов, и пула услуг и возможностей дизайнеров освещения. Отсюда так много «легенд» об этой профессии и, собственно, специалистов самого разного уровня и возможностей.
Если коротко, световой дизайнер — это профессионал, работающий со светом как с инструментом. Несмотря на то, что свет, наверное, самое привычное явление в нашей жизни, его воздействие на нас огромно. Это и формирование образов пространства вокруг нас, и эмоциональное и физиологическое влияние на человека. Световой дизайнер должен одинаково хорошо владеть пониманием архитектуры и знаниями о психо-физических особенностях человека при взаимодействии со светом. Ну и, конечно же, огромную часть составляют знания о технических аспектах освещения.
Ошибочно считать, что световой дизайнер – это кто-то вроде графического дизайнера, специалист с навыками работы в Photoshop, делающий красивые картинки. Дизайнер освещения — это инженерная профессия.
Мой опыт подсказывает, что светодизайнер – это еще и самая щедрая профессия. Она привлекает специалистов из самых разных сфер. Более того, в этой профессии знания других специальностей не только не помеха, но зачастую и большое преимущество.Я занимаюсь освещением уже больше 15 лет и сама попала в профессию из смежной специальности — по образованию я инженер-электрик. В свое время меня заворожили эффект и влияние, оказываемые светом на людей. Мой путь в профессию был долог: чтобы из инженера переучиться в дизайнера, мне потребовалось приобрести много самых разных навыков.
Создавая образовательную программу «Световой дизайн» в МАРШ, я хотела многократно сократить этот путь для людей, которые ищут себя в новой профессии. Мы собрали лучших специалистов и сделали курс, который позволяет за год погрузиться в эту специальность.Конечно, одного года обучения не совсем достаточно, чтобы стать востребованным специалистом. Нужна практика. Но я очень горжусь, что нам удалось передать заряд любви и очарованность светом нашим студентам, вдохновляя их двигаться на этом пути дальше.
Винодельческий замок Mimi. Светодизайн: Наталья Маркевич. Фото представлены компанией Delta Light
Зачем архитектору световой дизайнер
Роли светового дизайнера на проектах могут быть самыми разными. Это может быть партнерство с архитектором, помощь в раскрытии идеи и красоты пространства — когда архитектор работает над дневным образом пространства и приглашает светового дизайнера «придумать» вечерний образ. Это, наверное, самый желанный и вдохновляющий вариант взаимодействия для светового дизайнера. Именно в таком партнерстве раскрывается творческая сторона профессии.
Например, когда Максим Рымарь (rymar archistusio) пригласил меня участвовать в проекте Cafe Krasnodar, вечернего образа ресторана еще не существовало. Была лишь идея, метафора «таинственный лес», которая и легла в основу моей концепции освещения.
Café Krasnodar. Фото: Илья Иванов
Другая роль светового дизайнера — это техническая поддержка, помощь в реализации идей, которые уже заложены в архитектурную концепцию. Часто принято считать, что эта работа не для дизайнера, а вполне подойдет техническим специалистам. Не соглашусь. Даже решая технические аспекты освещения, мы все равно работаем с образом пространства и воздействием света на людей. Выбор оборудования и подбор корректного светового эффекта требуют опыта светового дизайнера и понимание общей архитектурной концепции в целом.
Офис компании «Эстетта». Светодизайн: Наталья Маркевич. Фото предоставлены архитекторами проекта OFFICEproject
Как научиться замечать свет
Чтобы научиться замечать свет, нужно увидеть за формой и образами светильников, собственно, сам свет.
Прием, который я рекомендую всем своим студентам, — световая диета. Как и любая другая диета, это возможность сконцентрироваться и, вероятно, на время ограничить количество света вокруг.
Свет, который мы проектируем и используем, прежде всего, должен работать. Не важно, что мы делаем: ужинаем за столом, читаем в кресле книгу, идем по дорожке или смотрим на картины. Хорошее освещение — это то, при котором мы выполняем нужные нам действия, не отвлекаясь на мысли о свете. Как ни парадоксально, но лучший свет — это тот, о котором мы не думаем, на который не отвлекаемся.
Стадион ФК «Краснодар». Светодизайн: Наталья Маркевич. Фото:Илья Иванов
Начать можно и дома. Например, внимательно рассмотреть свои светильники, куда и как они светят, выполняют ли они свою функцию (светят на стол/картину и т.д.).
Еще одно упражнение, которое поможет подружиться со светом, — это сделать светильник самому. Не обязательно с нуля изобретать светильник, хотя так тоже можно и это очень интересно. Можно взять уже готовый светильник и «доработать» его. Задача в том, чтобы перебороть страх взять свет в руки, осмыслить характер и возможности света. А дальше переосмыслить, дополнить, увидеть новое применение. Это помогает переключиться от формы светильника на световой эффект. Попробовав раз, довольно сложно потом вернуться к восприятию светильников только как формы, корпуса. Это упражнение мы выполняем со студентами на курсе «Световой дизайн» в МАРШ. Результаты очень вдохновляют и студентов, и преподавателей!
Работы студентов курса «Световой дизайн» в МАРШ. Фото предоставлены пресс-службой МАРШ