Личный опыт: Настя Колчина о мебельных выставках в Шанхае
О перспективах развития азиатского рынка сейчас говорят повсеместно, но вот до местных выставок доезжают далеко не все. Архитектор Настя Колчина съездила на шанхайскую мебельную выставку, которая объединяет всех азиатских производителей мебели, и филиал французской выставки декора Maison, и делится своими впечатлениями с Design Mate.
Настя Колчина архитектор интерьера, преподавала в Институте Медиа, архитектуры и дизайна Стрелка; жила и работала в Европе (BENG, Luxembourg)
Китай не принято связывать с передовым дизайном, и местные выставки мебели вряд ли войдут в дизайн-путеводители. В эту поездку я поняла, что напрасно. Если десять лет назад скандинавский дизайн вдохновлял только специалистов, а теперь стал предметом массового обожания, где гарантии, что следующим объектом желания не станет восточная утонченность – далеко не первый раз в истории дизайна.
Furniture of China
В начале сентября в Шанхае проходят три мебельные выставки, и главная из них, Furniture of China, занимает немыслимые 300 000 кв. м в старом комплексе в центре Шанхая. Выставка сравнима по размерам с Salone del mobile в Милане и в большой степени ориентирована на собственный, китайский, рынок. Самые лучшие места занимает местный «тяжелый люкс»: сделанные из ореха стулья, скамьи и диваны в традиционно китайском духе.
Такие марки не имеют английского названия и англоговорящих сотрудников: внутренний рынок в Китае – полтора миллиарда человек.
В их павильоны не пробиться: толпа из местных модников в черно-белых одеждах держится с утра до самого вечера. Следом по популярности идут марки современной мебели с азиатским характером: например HС28 (на стенд которой нам не удалось попасть ни разу за три дня) Kian и XUE. Такие бренды приглашают и западных дизайнеров, и местных звезд для создания особенных предметов без перспектив для экспорта, но очень востребованных внутри региона. Например, кресло Bold от HС28, созданное Frank Chou, или стулья XUE с виртуозной работой с деревом, фанерой и шпоном.
Первые в этом ряду – Stellar Works, уже хорошо известные в России и в мире. Основатель-японец привлек к разработке своих коллекций сначала талантливый дуэт Neri & Hue, потом Space Copenghagen, а затем и других выдающихся дизайнеров со всего мира, и последовательно строит международный бренд, опираясь на интернациональную команду менеджеров.
Китайцы учредили две национальные премии – Gold idea и Innovation Awards – для поощрения местных дизайнеров и производителей и, косвенно, для борьбы с бесконечными подделками. Я заметила, что обе они так или иначе поощряют переосмысление традиций и ремесла в современном ключе. Это, впрочем, не всегда заметно с первого взгляда. Детская мебель Hamuoo выглядит абсолютно современной, но виртуозная работа с сочетанием массива дерева разных пород – опора на многовековой опыт и мастерство.
Местная культура сильна настолько, что даже западные дизайнеры начинают поневоле воспроизводить что-то неуловимо азиатское в современных стульях и креслах.
Например, шкаф ничем не примечательной марки La Creation с обаятельным краем и насыщенным красным или стулья Mexarts Anda Chair. То же можно сказать о бренде Kian, где интернациональная команда дизайнеров делает невыносимо азиатские стулья. Как знать, возможно, через несколько лет мы увидим моду на все китайское, и тогда уже западные дизайнеры будут вдохновляться плавными и точными восточными формами.
Maison Shanghai
Вторая выставка, Maison Shanghai, интересна павильоном молодых местных дизайнеров. Во-первых, их очень-очень много, и они показывают классный, хотя пока абсолютно некоммерческий для нас дизайн. Молодые люди в Китае обожают скандинавский дизайн, но придумывая новые вещи, они создают идеальные сеты для чайных церемоний и игрушки из дерева. Я не смогла удержаться от покупки набора для двоих в красивом чехле, который получил золотую медаль местного Gold Idea и престижнейшую IF Design Award.
Насколько можно судить по павильону японской мебели, там популярны те же тенденции. С одной стороны, это любовь к старине, с другой – новый взгляд молодых дизайнеров с западным образованием. Две девушки из Ziin Life отличаются невероятной плодовитостью и каждый год показывают по два десятка новых продуктов, современных, модных и при этом как-то по-особенному обаятельных.
Разговоры в павильонах – о быстром переходе массового рынка на оригинальные, собственные модели: с одной стороны, ценовая конкуренция реплик сделала их невыгодными для производителей, с другой – крупные сети, например в Америке, перестают закупать подделки из-за политики и заявлений Трампа. О Трампе говорят за обедом и ужином: пошлина в 25% на китайские товары может иметь очень серьезные последствия и для Америки, и для Китая, и для нас с вами. Существующий баланс сил, распределение производства во всех регионах, могут полностью измениться из-за этой меры. В особенности это касается высокотехнологичных производств, к которым мебель и декор не относятся, но все больше зависит экономика в целом.
Все фото: Настя Колчина
© Настя Колчина, при поддержке Cosmorelax.ru