«Танцы с бубном» на 18-й Архитектурной биеннале в Венеции: дневники Маргариты Морозовой
Венецианская биеннале — это своеобразное «Евровидение» в мире искусства и архитектуры; крупнейший фестиваль идей и проектов, посвященных совриску и зодчеству. По крайней мере, так было до 2023 года. Нынешняя, 18-я по счету биеннале архитектуры, которая проходит в Венеции с 20 мая по 26 ноября под девизом «Лаборатория будущего», оказалась едва ли не самой дискурсивной за все время существования выставки и, по признанию многих авторитетных критиков и звездных архитекторов, совсем не про архитектуру. Событие посетила и дизайн-эксперт Маргарита Морозова — по просьбе Design Mate она поделилась своими впечатлениями в авторских дневниках.
Маргарита Морозоваоснователь коммуникационного агентства Brand Angel, дизайн-эксперт
Ведь не зря же одни хотят колонизировать Луну, а другие танцуют перед ней, как перед древним другом.Джеймс Болдуин американский романист
Биеннале в новой реальности
Архитектура и архитекторы, представляемые на биеннале в Венеции, до настоящего времени были по преимуществу европейцами, реже — выходцами из Азии или Америки. Куратор нынешней выставки – Лесли Локко, шотландка родом из Ганы, архитектор и теоретик, основатель и директор Африканского института будущего – изменила традицию и обновила не только контентную часть, но и гендерно-этнический портрет участников фестиваля. Из 89 экспонентов, отобранных Локко, половина — женщины, другая половина — представители африканского континента и его диаспоры. Лабораторией будущего, по задумке куратора, должна стать именно Африка. Фактически Локко стремится использовать свой кураторский статус для того чтобы сделать ряд заявлений о том, как мир архитектуры изменился под влиянием движения Black Lives Matter, пандемии, климатического кризиса, экономической нестабильности, роста влияния искусственного интеллекта и других глобальных экологических, политических и социальных проблем.
«Нас очень интересовали отношения между архитектурой и теми дисциплинами, которые часто считаются периферийными: людьми, работающими в городском масштабе, в ландшафте, в художественной практике», — поясняет Локко. Она стремится представить способы создания архитектуры, отличные от устоявшихся западных традиций. Темы-близнецы, вокруг которых вращается выставка этого года, – декарбонизация и деколонизация – предлагают обратить внимание на такие способы строительства, которые минимально эксплуатируют людей и природу, а, возможно, и вовсе не предполагают возведение новых зданий. Локко расширяет определения того, что обычно считается архитектурой, и включает в них искусство, перформанс, игры, активизм и другие способы обитания в физическом пространстве, доступные тем, кто лишен возможности и ресурсов для строительства больших постоянных сооружений.
(Не)архитектурные выставки
Латвийский павильон вместо, собственно, архитектуры предлагает развлекательно-интерактивный опыт. Экспозиция имитирует супермаркет, где товары представлены в виде пакетов, на которых написаны громкие, но на деле мало что меняющие намерения экспонентов биеннале за последние 20 лет — например, про «необходимость изменить наше восприятие природы и признать, что мы связаны с ней» и про «коллективные примеры архитектуры, способствующие установлению связей и взаимопониманию». Однако дальше умозрительной критики своих предшественников авторы экспозиции не пошли.
Павильон Латвии
Павильон Франции превратился в иммерсивную инсталляцию под названием «Сферический театр». В мире, где большинство из нас одолевают тревожные мысли о будущем, а общественные проблемы и климатическая повестка не дают покоя, театр в виде диско-шара позволяет оценить текущий момент и фактически сбежать от реальности в «дивный новый мир».
Павильон Франции
Экспозиция национального павильона Италии, расположенного в Арсенале, под заголовком «Каждый принадлежит другому» посвящена поколению архитекторов в возрасте до 40 лет, которые «выросли и получили образование на фоне перманентного кризиса и поэтому сделали сотрудничество, обмен опытом и диалог основой своей деятельности».
Британский павильон с экспозицией «Танцы перед луной» посвящен нематериальной архитектуре, в которой нет места формальной инфраструктуре, а основное внимание уделяется людям, сообществам и ритуалам.
Павильон Великобритании
Самым аполитичным и поэтичным высказыванием на 18-й биеннале архитектуры в Венеции стала экспозиция в национальном павильоне Японии на тему «Архитектура — место, которое нужно любить».
Японцы показали, что архитектура — это не только здания, но и то, как люди связаны и соотносят себя с пространством и окружающей средой.
Павильон Японии
Павильон Бельгии
Со времен 15-й Венецианской биеннале архитектуры под кураторством Алехандро Аравены 2016 года с ее акцентом на глобальный Юг выставка новейших достижений мирового зодчества не ощущалась настолько приземленной (в буквальном смысле этого слова). Не зря, видимо, преобладающий цвет биеннале, отдельных стендов и инсталляций на всех трех площадках — терракотовый.
Павильон Бразилии, удостоившийся «Золотого Льва» как лучший национальный павильон, с экспозицией, озаглавленной словом «Terra» (от латинского — «почва, земля»), имеет грунтовый пол и постаменты из утрамбованной земли. Уроженка Конго Глория Павита, живущая и работающая в Кейптауне, выложила на бетонном полу Арсенала три гигантские кучи почвы, сопровождаемые текстом, поясняющим, что «почва — это тело, в котором хранятся и размещаются добывающие, эксплуататорские и насильственные практики колониального режима и режима апартеида».
Павильон Бразилии
Павильон Словении
Экспозиция национального павильона Саудовской Аравии называется IRTH إرث, что в переводе с арабского означает «наследие» или «сокровище», и исследует качества материалов в их связи с ландшафтом страны и архитектурным контекстом.
Общественный резонанс
Неконвенциональный подход куратора нынешней биеннале к показу архитектуры не мог не вызвать критику со стороны профессионального сообщества. Патрик Шумахер, партнер Zaha Hadid Architects, вообще назвал 18-ую Архитектурную биеннале «анти-архитектурной», сделав довольно категоричное заявление по этому поводу: «Венецианская биеннале архитектуры неправильно названа и должна прекратить претендовать на звание архитектурной. Предполагая, что Венеция является не только важнейшим пунктом глобального архитектурного маршрута, но и в целом репрезентативной для архитектурного дискурса локацией, мы наблюдаем самоотрицание дисциплины».
Инсталляция на территории Арсенала
Шумахер привел в качестве аргумента тот факт, что большинство национальных павильонов, включая Германию, Великобританию, Испанию, Францию, Бельгию, Голландию, Финляндию, отказались показывать работы своих зодчих. «О чем это говорит? — продолжает Шумахер, — О том, что в Германии, Франции, да и вообще во всем западном мире нет достойной архитектуры? Неужели проектирование и строительство зданий — всего лишь повод для угрызений совести? Не эта ли совесть является движущей силой отказа (уже более десяти лет повсеместного) от демонстрации любой современной архитектуры? Никакие разговоры об "архитектуре как расширенном поле" не могут убедить меня в том, что мы все еще находимся на архитектурном событии, когда на сцене доминируют документальные фильмы, критические арт-практики и символические инсталляции, а архитектурных работ не видно на 99% выставочных площадей».
С Шумахером трудно не согласиться. Самым архитектурным оказался, пожалуй, только национальный павильон Китая, где можно было увидеть проекты Neri&Hu, а также инсталляции и макеты зданий авторства британского архитектора из Ганы Дэвида Аджайе и Франсиса Кере из Буркина-Фасо. К слову, Аджайе — единственный из starchitects, кому повезло быть широко представленным на биеннале 2023 года. Напротив верфей в Арсенале Adjaye Associates установили пирамидальный павильон для размышлений Kwaee (kwaee означает «лес» на языке тви, диалекте языка акан, на котором говорят в Гане).
Павильон Kwaee по проекту Adjaye Associates
В конечном итоге, несмотря на критику коллег из архитектурного сообщества, Лесли Локко удается достичь своей главной цели — показать, как выглядит мир для людей, ранее имевших ограниченный доступ к престижу и известности, которые обеспечивает Венецианская биеннале.
Инсталляция Олалекана Джейифуса
Центральная инсталляция основного проекта, созданная нигерийско-американским художником Олалеканом Джейифусом и удостоенная «Серебряного льва», символизирует надежду на равные возможности для всех: это воображаемый лаунж Всеафриканского Протопорта, окруженный пышной растительностью и вписанный в устойчивую транспортную инфраструктуру, созданную в сотрудничестве между деколонизированными государствами. Лесли Локко резюмирует свой кураторский манифест: «Центральное место во всех проектах занимает один инструмент — воображение. Невозможно построить лучший мир, если сначала не представить его себе».
Все фотографии предоставлены Маргаритой Морозовой.