Выставки French Collection и Sweet Dreams на Paris Art Week 2024: дневники Виктора Дембовского
Фестиваль Paris Art Week, который прошел в столице Франции в октябре, запомнился не только крупными арт- и дизайн-ярмарками, такими как Art Basel и Design Miami. Во время Парижской недели искусства для публики открылись, может, и не такие масштабные, но от этого не менее яркие выставочные проекты. О двух из них – French Collection и Sweet Dreams, которые разместились в стенах Hôtel Marcel Dassault, – историк архитектуры и дизайна Виктор Дембовский рассказал в своих дневниках.
Виктор Дембовский дизайнер, историк архитектуры и дизайна, автор Telegram-канала Design Atlas
French Collection
В рамках фестиваля Paris Art Week 2024, наряду с такими крупными ярмарками, как Art Basel и Design Miami, в городе прошло множество других, не менее ярких событий. Одним из самых интересных, на мой взгляд, оказалась выставка French Collection, организованная Французским Центром Дизайна. Она заняла последний этаж роскошного отеля Marcel Dassault, где также находится офис парижского аукционного дома Artcurial. Выставка объединила более ста исключительных произведений самых известных французских художников и дизайнеров и была призвана показать ту нерушимую связь между ремесленным мастерством прошлого и актуальными тенденциями, которая отличает работы современных французских авторов. Я особенно ценю баланс национального и международного, который чувствуется во всех проектах и инициативах Французского Центра Дизайна. Ведь ту самую «французскость» очень трудно масштабировать, как и передать атмосферу небольших галерей и ателье, затерянных на старых улочках города, на большой выставке.
Во время посещения выставки French Collection я по долгу профессии сконцентрировался именно на дизайне. Прежде всего, мне очень понравились работы архитектора и дизайнера Тьерри Лемера (Thierry Lemaire), известного множеством ярких интерьеров, таких как обновленные приемные залы Елисейского дворца, где он не только занимался общей концепцией, но и спроектировал стол для президента Франции Эммануэля Макрона. В 2017 году Лемер открыл собственную галерею и начал предлагать широкой публике предметы авторского дизайна, которые раньше можно было увидеть только в его собственных проектах. На выставке он представил монументальные кресла и столик из патинированной стали, которые неизменно обращали на себя внимание посетителей.
Мне очень нравится, как Тьерри работает с материальностью предметов, делая их подчеркнуто осязаемыми. В них брутальная простота сочетается с ювелирной точностью исполнения.
Особого внимания требует Maison Leleu — дом с более чем столетней историей, прошедший путь от ар-деко до модернизма. Предметы, созданные мастерами Maison Leleu на протяжении XX века, сейчас пользуются большой популярностью у коллекционеров. Сегодня компанию возглавляет Алексия, правнучка основателя компании Жюля Леле, которая тонко работает с архивами бренда и переиздает наиболее актуальные модели. Мне очень понравилось кресло Olivia с изящно изогнутыми ножками и волнистой спинкой. Оно является частью коллекции на протяжении более ста лет и, как и кресло Vertigo, разработанное для столовой океанского лайнера France, остается одним из самых востребованных творений Maison Leleu. Так же шикарно смотрелся обитый гобеленовой тканью стул Panter с изящными деревянными сферами в спинке. Мне кажется, именно этот предмет – одновременно и современный, и вневременный – лучше всего воплощает ДНК Maison Leleu.
Из современных предметов мне особенно понравилось кресло с высокой спинкой Moon 2014 года французско-ливанского дизайнера Шарля Калпакяна (Charles Kalpakian). Предмет в духе нео-мемфиса был представлен галереей BSL и выпущен в обивке из тканей Kvadrat ограниченным тиражом — всего 10+2 экземпляра в одном цвете.
Настоящий современный французский стиль продемонстрировала экспозиция от Мэй Мэйлис и Чарльза Тассина (May Maylis & Charles Tassin). До их встречи в 2008 году Чарльз занимался дизайном интерьера, Мэй же, напротив, была погружена в искусство. В 2012 году они открыли свою галерею «антиквариата будущего» где представляют мебель, вдохновленную кинематографичной, музыкальной и художественной вселенной 40-70-х годов прошлого века. Их работы отвергают минимализм и транслируют утонченную роскошь, завязанную на внимании к деталям и неоклассической строгости. Я влюбился в их низкий диван Regg в сочетании со столиками Tripll в металлической отделке, которые увидел на выставке.
Общее впечатление от выставки завершило живое выступление художника и дизайнера Арика Леви (Arik Levy), который рассказал о собственном видении дизайна и его отличиях от искусства, а также о своих последних знаковых произведениях. Представленные на экспозиции работы его авторства были призваны нарушить ощущение реальности у зрителей. Они представляли собой зеркальные поверхности, которые не отражали, отлитые из металла точные слепки глыб хрусталя и балансирующие скульптуры, будто бы нарушающие законы физики. Все это, по словам самого Леви, должно было заставить зрителя задуматься о сути привычных вещей, о том, как мы видим мир, и, конечно, о собственном существовании: «Если композиция, которая просто не может быть устойчивой, все же стоит, то как стою я сам?».
Sweet Dreams
Параллельно с выставкой French Collection на втором этаже здания отеля проходила шикарная предаукционная выставка культового дизайна 80-х годов под названием Sweet Dreams, организованная аукционным домом Artcurial. Она стала для меня настоящим погружением в мир дерзкого и новаторского дизайна конца прошлого столетия. Пространство галереи было наполнено объектами музейного уровня, в которых сочетались эксцентричность и художественное видение знакового для истории дизайна периода.
Среди экспонатов особое место занимали работы таких известных дизайнеров, как Филипп Старк, Этторе Соттсасс, Алессандро Мендини и других. Однако экспозиция также порадовала коллекцией менее известных, но не менее значимых имен. Среди них, например, Маттиа Бонетти — яркий дизайнер и скульптор, известный своим авангардным подходом, сделавшим его предметы объектом желания коллекционеров по всему миру. На выставке были показаны его эклектичные работы, созданные в соавторстве с французским дизайнером Элизабет Гаруст. Их предметы, отличавшиеся сложными формами и необычными материалами, воплощали олицетворение французского шика. Все это добавляло экспозиции особый оттенок изысканности.
Центральное место на выставке занимали мастера радикального дизайна, чьи работы разрушали традиционные представления о форме и назначении мебели. Вдохновленные духом времени, они стремились к смелым экспериментам. Все их предметы уже распроданы и разъехались по коллекциям в разные точки мира, но для меня было очень ценно успеть увидеть их все вместе в одном пространстве.
Вместе выставки French Collection и Sweet Dreams сделали Hôtel Marcel Dassault важнейшей точкой на дизайн-карте Парижа и увлекли меня на целый день, заставив забыть обо всех остальных событиях в городе.
Все фотографии предоставлены Виктором Дембовским.