Свет в интерьере: особенности итальянского винтажа
Интернет-магазин итальянских винтажных светильников Lamps of 50-60-70s – проект двух сестер, Татьяны и Елены Бродач. Обе по образованию архитекторы, но сейчас Таня занимается скульптурой, а Лена снимает кино. Мы расспросили Татьяну о том, как они начали заниматься продажей винтажного света, где находят свои объекты и существует ли конкуренция между хантерами винтажа.
Елена и Татьяна Бродачархитекторы, основатели интернет-магазина винтажных светильников Lamps of 50-60-70s
Я училась на архитектурном факультете Миланского политехнического университета, с тех пор, вот уже 20 лет, живу между Москвой и Миланом и, конечно, очень люблю итальянский дизайн. Мы с сестрой всегда обожали антикварные рынки и магазины и привозили сначала что-то для себя, потом друзьям, а со временем стали подбирать предметы и для проектов знакомых дизайнеров и архитекторов.
Светильник играет в интерьере роль арт-объекта – именно исходя из этой идеи, дизайнеры часто подбирают свет. Латунь, хром, стекло, матовое цветное или прозрачное, – все это делает интерьер нарядным и вносит необходимую графику в пространство.
Не случайно знаменитые итальянские дизайнеры больше всего проектировали именно светильники.
Об особенностях работы хантером винтажа
Мы с сестрой очень любим свет и изначально решили сконцентрироваться именно на этой теме. хотя иногда все-таки покупаем еще и зеркала, крючки и другие небольшие аксессуары для дома. Все это мы привозим из Италии: в Ломбардии мы знаем практически всех продавцов винтажной классики дизайна и с удовольствием бываем у них в гостях. Что-то покупаем на аукционах.
Найти и узнать редкую оригинальную вещь всегда бывает очень приятно, но установить подлинность предмета зачастую трудно. Компания Venini, например, как и многие другие производители, не всегда ставила на предмет свое клеймо. Иногда они обходились наклейками, которые с годами, конечно стирались. Чтобы узнать подлинный предмет наверняка, нужно хорошо разбираться в дизайне, изучать старые журналы и следить за историей аукционов – в любом деле так. Сейчас у нас в коллекции есть несколько действительно очень ценных предметов, в том числе производства таких брендов, как Fontana Arte, Venini, Stilnovo, Stilux, Arteluce, Mazzega. Мы стараемся всегда объяснять своим клиентам, что для них это не просто покупка, а еще и хорошее вложение денег – такие вещи дорожают с каждым днем.
Сейчас в России винтаж только входит в моду, и, конечно, между хантерами существует некоторая конкуренция. Вместе с тем, все мы занимаемся одним делом – популяризируем винтаж, рассказываем о нем массам, так что мы на одной стороне.
В каждой стране есть свой «золотой период».
В Италии промышленный бум пришелся на 1950-70-е, и не последнюю роль в этом сыграл дизайн. Производства начали активно приглашать к сотрудничеству архитекторов, которые стали разрабатывать для них мебель и другие предметы домашнего обихода. Так и появился итальянский дизайн, а эти архитекторы – Джино Сарфатти, Пьеро Кьеза, Джо Понти, Этторе Соттсасс и Карло Насон – люди, которые его создали.
О ценности и стилистических особенностях итальянского винтажа
Винтаж в доме создает ощущение времени, обычно ведь интерьер в доме создается годами: кресло бабушки, картина тети. У каждой семьи есть своя история, и винтаж создает именно такой эффект, он делает интерьер более сложным, но и естественным.
К тому же стилистически у каждого десятилетия есть свои особенности, скажем, дизайн 1950-70 был совсем другим, нежели сейчас, и каждые десять лет были не похожи на другие. В 1950-е использовали много латуни, появилось популярное сочетание латуни с черными крашеными элементами, белым стеклом. Флагманом в сфере дизайна света стала марка Stilnovo. К концу 1950-х формы светильников стали немного проще, появились знаменитые спутники. В 1960-е появились элементы из оргстекла, как например у марки Stilux, а латунь стала сочетаться с нержавейкой, как у Sciolari. Приглашать дизайнеров для сотрудничества начали и муранские бренды. В конце 1950-х годов знаменитую люстру из стеклянных полиэдрров проектировал для Venini Карло Скарпа.
В 1970-е благодаря дизайнеру Карло Насону стал популярным муранские бренд Mazzega.
В 1970-е годы в моду вошел хром: сначала его сочетали с латунью, а потом – с крашеными (преимущественно в белый) деталями, в том числе из появившегося на рынке пластика. Некоторые светильники тех лет, например, брендов L'Arte Luce и Fontana Arte, сегодня можно найти разве что на аукционах, и стоят они очень дорого.
Итальянский дизайн очень разнообразен, и винтаж дает широкий выбор самых разных цветов и форм. Некоторые, конечно, предпочитают, чтобы лампа или торшер выглядели как можно более «новыми» и чтобы на них было как можно меньше признаков возраста – мы с реставраторами делаем все для этого возможное. Другие заказчики, наоборот, ценят возраст предмета, и патина или даже царапина их не смущают – в любом случае каждый может найти что-то для себя.