Лорелин Галлиот о хрупкой экономической модели дизайна и защите креативного права
Лорелин Галлиот изучала текстильный дизайн в парижской школе ENSAAMA, а также проходила стажировку в лондонском офисе Марка Ньюсона. В своей творческой практике она использует цифровые инструменты, которые во многом и сформировали ее авторский почерк. Лорелин регулярно сотрудничает с производителями ковров и тканей, а некоторые ее изделия входят в национальную коллекцию французского дизайна CNAP.
К сожалению, производители иногда просто не понимают, какую ценность дизайнер может привнести в их бизнес.Лорелин Галлиот дизайнер
Во Франции экономическая модель, по которой работают молодые независимые дизайнеры, очень хрупкая и требует определенного образа мышления. На мой взгляд, самое сложное в начале карьеры дизайнера — это финансовая нестабильность, особенно если ты живешь в большом городе, где затраты на жизнь постоянно возрастают. Даже после окончания престижной дизайн-школы сначала молодому специалисту нужно получить некоторую известность, чтобы привлечь первых заказчиков. Писать производителям напрямую — не всегда вежливо и может показаться слишком поспешным. Именно поэтому я решила в первую очередь подавать заявки на участие в различных конкурсах, чтобы продемонстрировать свою способность сотрудничать с компаниями и ремесленниками самостоятельно. К сожалению, такой путь тоже не приносит большой доход.
Конкурсы редко оплачиваются, так как проводящие их культурные организации думают, что само по себе участие открывает перед дизайнером большие возможности.
Поэтому молодому дизайнеру зачастую приходится искать дополнительную работу на частичную или полную занятость — например, в качестве ассистента или профессора в творческой школе. И все это одновременно с работой над собственными проектами. В большинстве случаев, даже если специалисту удается создать продукт, который будет произведен компанией, прибыль от него настолько низкая, что так или иначе первое время дизайнерская практика будет напоминать скорее хобби. Еще одна сложность заключается в том, чтобы понять, как и когда превратить это хобби в профессию.
Chubby Teapot. Фото: Laureline Galliot
До сегодняшнего дня мне еще никогда не приходилось платить за возможность выставлять свою работу на ярмарке или выставке дизайна. Я всегда участвовала только в тех событиях, куда меня приглашали организаторы: думаю, что это прежде всего из-за моей усердной работы над статьями для СМИ, участию в телевизионных шоу и сотрудничеству с музеями. На мой взгляд, крупные выставки ориентированы прежде всего на большие бизнесы и компании, поэтому у них такая высокая стоимость. Кроме того, мой творческий процесс останавливается на моменте, когда я разрабатываю 3D-модель или прототип: я не изготавливаю свои объекты сама, не отвечаю за производство, поэтому и участвовать в выставках с целью продажи своих работ для меня не имеет особого смысла. Это отдельная работа, требующая определенных навыков и умений.
Поэтому я рассматриваю участие в выставках прежде всего как возможность повысить продажи своего производителя, а также убедить другие компании в том, что у меня достаточно опыта и умений для сотрудничества. Это очень энергозатратная работа, требующая вложений большого количества времени без равноценной оплаты, и это довольно рискованно для такой хрупкой экономической модели, которая существует в дизайне.
Лично я привлекаю более широкую публику, соглашаясь выставлять свои работы в национальных музеях, работая над статьями для прессы или публикациями в социальных сетях.
Проект Лорелин Галлиот на выставке Maison&Objet Rising Talent Awards, 2020. Фото: Laureline Galliot
На мой взгляд, работа дизайнера-фрилансера кажется гораздо более легкой и радостной со стороны, чем она есть на самом деле. Лично я занимаюсь этим, потому что я недостаточно хороша в чем-либо другом и, поверьте мне, это очень сложно.
Сегодня можно часто наблюдать ситуацию, когда компании требуют от дизайнеров оплату за возможность производить их изделия. Кроме того, производители иногда просто не понимают, что именно дизайнер может привнести в их бизнес. У многих уже есть штатные дизайнеры, и они не заинтересованы в сотрудничестве с независимыми молодыми авторами.
Чтобы иметь какой-то доход, я на протяжении десяти лет преподавала в различных школах. Но фокусируясь на преподавании, дизайнер уделяет меньше внимания собственным творческим проектам, что в конечном итоге снова превращает это в хобби. Поэтому два года назад я решила полностью сфокусироваться на дизайнерской деятельности и теперь думаю о том, как управлять собственным производством. Также мне кажется важным для дизайнера знать как можно больше о своих авторских правах. Во Франции есть организация по управлению авторскими правами в сфере визуального искусства ADAGP, к которой я присоединилась. Мы вместе вносим вклад в то, чтобы молодые специалисты получали справедливую компенсацию за свои работы, а также разрабатываем дизайн-конкурс.
Ковер TUFTY, NODUS RUG. Фото: Massimo Gardone
Климатические вызовы, с которыми сегодня сталкивается человечество, вносят свои коррективы. Если бы мне сейчас было двадцать лет, я бы не выбрала профессию дизайнера — я бы занималась, например, фермерством или локальным ремеслом, продавая то, что я произвожу, в радиусе нескольких километров от своего дома. Я уже пыталась приблизиться к этому, переехав из Парижа несколько лет назад, но такого рода кардинальные изменения требуют времени.
Фото на обложке: Pierre Grasset © Adagp, Paris.Портрет дизайнера: Tullio Deorsola.