Как собрать свою коллекцию искусства: с чего начать
Обязательно ли быть миллионером, чтобы собирать искусство, в кого стоит вкладываться, стоит ли следить за аукционами и от чего вообще отталкиваться в поиске работ для первой коллекции – рассказывает директор-основатель ярмарки Cosmoscow и приглашенный редактор Design Mate Маргарита Пушкина.
Маргарита Пушкина директор-основатель ярмарки Cosmoscow, коллекционер и искусствовед
Собственная коллекция искусства – это обязательно дорого?
Совершенно не обязательно. Сегодня ярмарки, аукционы, галереи и все остальные стараются охватить все ценовые сегменты. На юбилейной ярмарке Cosmoscow в сентябре этого года разборос цен составлял от € 300 до € 350 000. Более того, все участники рынка прекрасно понимают важность привлечения новых коллекционеров и многое делают в этом направлении. Помимо традиционных вечерних торгов, на которые выставляются шедевры с миллионными эстимейтами, любой аукционный дом также регулярно проводит дневные торги, в рамках которых продаются, к примеру, рисунки и тиражная графика, но по гораздо более демократичным ценам. Российский аукционный дом Vladey, например, проводит торги «Все по 100». Там все лоты имеют начальную стоимость € 100 и продаются без комиссии.
Александр Савко, «Подмосковные вечера», холст, акрил, работа была продана на аукционе «Все по 100» аукционного дома Vladey
Как определить тему будущей коллекции, от чего отталкиваться в самом начале
Самая лучшая стратегия – это покупать то, что вам нравится. Если круг ваших интересов не исчерпывается одним художником или направлением, то не следует себя ограничивать. В разностороннем подходе к коллекционированию нет ничего плохого. Кроме того, в коллекции всегда ценится индивидуальность. Вкус имеет тенденцию к развитию. Современное искусство, как и любое другое, требует внимания и погружения в предмет. Для того, чтобы быть уверенным в выборе, я бы посоветовала читать статьи и литературу об искусстве, ходить на выставки, беседовать и консультироваться с профессионалами, общаться с художниками и так далее. Опыт и «насмотренный» взгляд – это необходимый багаж. Кроме того, это ужасно интересно.
В кого лучше вкладываться: в уже признанных мастеров или начинающих художников
Это не вопрос «хуже» или «лучше». Понятно, что признанные мастера «безопаснее» и «надежнее». Но, во-первых, ничто не мешает вам совмещать одно с другим: покупать Пикассо и молодых современных художников. Кроме того, покупка работ малоизвестных, но многообещающих авторов это игра на перспективу. Очень многие коллекционеры хотят быть первооткрывателями, и для большинства предмет особой гордости это купить картину того или иного художника, когда цены на его работы еще были не столь высоки.
Это ни с чем не сравнимое удовольствие – наблюдать за ростом художника, которого ты «разглядел» на заре его карьеры.
Аукцион Off White, организованный ярмаркой Cosmoscow
Где искать работы: в галереях, на ярмарках или аукционах
Везде. Галереи дают возможность купить картину из «первых рук», на вернисажах встретиться с самим автором. Причем вы сможете приобрести работы как начинающих художников, так и известных мастеров. Всегда необходимо общаться, задавать вопросы. Любой галерист с радостью подскажет и поможет.
Ярмарки показывают срез лучшего и самого актуального. Это – праздник, на котором вы можете увидеть все основные тенденции в сфере искусства, это то место, где есть возможность за один раз познакомиться с самым большим числом галерей и художников. Обычно ярмарки проходят от трех дней, так что искусством можно насладиться в полной мере и сделать осознанный выбор. К тому же многие галереи специально готовят материал для ярмарки, что-то особенное.
Значение аукционов также трудно переоценить. По сути, именно на аукционах можно проследить, как меняются цены на произведения интересующих вас художников. Это тот случай, когда больше значит лучше.
Фото на обложке: работа Марии Агуреевой из серии «In the folds of your body», латекс, пластик, Pechersky Gallery