Личный опыт: как найти стажировку за границей
Отличный способ получить дополнительные знания и навыки — это устроиться на стажировку в профильную компанию. Дизайнер из Санкт-Петербурга Ярослав Мисонжников три месяца стажировался в студии дизайна Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвийка в Эйндховене. Он рассказал нам о том, как такую стажировку найти, что нужно, чтобы подать заявку, и в чем заключается главная сложность стажировок такого рода.
Ярослав МисонжниковПредметный дизайнер
Что такое стажировка в дизайн-студии
На последнем курсе магистратуры СПбГУ я начал понимать, что мне не хватает западного опыта обучения. В тоже время ехать за границу на несколько лет учиться мне не хотелось. Во-первых, это дорого, во-вторых, обязательно наличие сертификатов, подтверждающих знание языка (а я хоть и легко говорю на английском, грамматикой в совершенстве не владею), а в-третьих мне просто не хотелось покидать Петербург на долгий срок. Тогда на сайте какого-то дизайн-бюро мне попался раздел стажировок, и я понял: это именно то, что мне нужно.
Вообще, такая практика существует и в России, но если у нас она носит скорее формальный характер, то в Европе это важная часть обучения. В европейских университетах, где преподают дизайн, студент старших курсов обязан пройти стажировку, которая длится три или шесть месяцев в практикующей студии. Стажировки есть практически во всех дизайн-студиях — кто-то открыто пишет об этом у себя на сайте, другим надо «стучаться» самостоятельно — и в хорошую мастерскую очереди выстраиваются на многие месяцы вперед.
Стажировки такого рода бесплатны: ты ничего не платишь, и тебе тоже ничего не платят. Понятно, что для бюро стажер это бесплатный работник, а для молодого дизайнера работа в бюро это фантастический опыт, который невозможно получить в университете. Словом, все остаются в плюсе.
Поскольку я активно слежу за работой зарубежных дизайн-студий, хорошо знаю дизайнеров и то, чем они занимаются, я начал составлять список практикующих бюро, где хотел бы стажироваться, и писать им. В общей сложности я отправил пятнадцать заявок.
Как выбрать дизайн-студию для стажировки
Выбирая дизайн-студию для стажировки, я отталкивался от нескольких моментов. Во-первых, страна. Я хотел поехать в Европу, потому что это недалеко, но не рассматривал страны с высокой стоимостью жизни, например Великобританию и Швейцарию. Кроме умеренных цен на жилье и транспорт важна была большая активность в области дизайна, поэтому заявки я отправлял преимущественно в Голландию, Германию, Италию и Францию. Во Францию, правда, неохотно, потому что далеко не все французы владеют английским языком: на мои англоязычные письма даже очень известные бюро отвечали на французском. Ответили практически все студии, и хотя многие отказом (у кого-то уже были набраны стажеры на ближайшие полгода, а кому-то просто не подходили мои работы), мне было очень приятно получить ответ.
В итоге на стажировку меня пригласили две студии: студия дизайна Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвийка в Голландии и студия дизайнера Начо Карбонелла. Несмотря на то, что Начо Карбонелл очень любим Розанной Орланди, регулярно выставляется на выставках вроде Art Basel, а его работы есть даже у Брэда Питта, я выбрал студию Кики и Йоста. Во-первых, они молодые, и найти общий язык с ними казалось проще, во-вторых, их двое, они развивают два самостоятельных бренда, а значит и знаний можно получить в два раза больше, ну а в-третьих, Начо Карбонелл все-таки больше художник, чем дизайнер.
Что нужно, чтобы подать заявку
Я отправлял портфолио в формате PDF, CV и мотивационное письмо. Мне повезло: еще во время учебы я накопил достаточное количество реализованных объектов и успел поучаствовать в выставках. Не меньшую роль, впрочем, играет мотивационное письмо. В нем нужно объяснить, почему вы хотите стажироваться именно в этой студии и почему они должны выбрать именно вас. Я честно писал о том, что в России предметный дизайн находится в зачаточном состоянии, поэтому я очень хочу получить зарубежный опыт.
В чем сложность
Основная проблема стажировок такого рода — виза. Поскольку стажировки проходят в частных студиях дизайна, они не могут сделать учебную визу. Оформить рабочую визу тоже очень проблематично: во-первых, рабочую визу выдают на долгий срок, во-вторых, даже если бы Кики и Йост сделали мне предложение о работе, им пришлось бы доказывать мою уникальность и аргументировать, почему они не могут взять на мою должность человека из Голландии. В итоге Йост выслал мне частное приглашение на три месяца. За это ему, конечно, большое спасибо, ведь он, по сути, нес ответственность за человека, которого вживую никогда не видел.
В чем удовольствие
Главное преимущество такой стажировки в том, что за нее не нужно платить. У нас в стране достаточно много компаний, которые занимаются тем, что отправляют молодых дизайнеров и студентов стажироваться за границу, но их задача в том, чтобы заработать, поэтому такая стажировка может стоить не одну тысячу евро. Здесь же ты платишь только за проживание, а оно обходится не слишком дорого. Вдаваясь в подробности, я сдал на время стажировки свою квартиру в Петербурге и снимал на эти деньги комнату в Эйндховене. Продукты там стоят примерно так же, а что касается транспорта, всегда можно взять велосипед и проехать из одной части города в другую за полчаса.
На фото: мастерская Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвийка, автор снимков — Ярослав Мисонжников