«Квартирный вопрос»: как дизайнеры делают проекты для телевидения
Съемка в специализированном шоу на ТВ – один из самых мощных инструментов PR-кампании дизайнера. Интерьер, спроектированный на глазах у огромной аудитории, не только делает участника шоу узнаваемым, но и, что вполне оправданно, позволяет ему повысить стоимость своих услуг. С 2009 года дизайнеры студии «Дизайн в кубе» Антон и Марина Фруктовы семь раз создавали проекты для передач «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ» на НТВ. Мы расспросили их о том, как стать участником телешоу, в чем особенность разработки дизайн-проекта для телевизионной программы и как устроен этот процесс.
Антон и Марина ФруктовыОснователи студии дизайна «Дизайн в кубе»
Первый опыт участия в «Квартирном вопросе» мы получили в 2009 году. Произошло это очень просто: у нас появилось желание попробовать, и мы отправили заявку на почту, указанную на сайте проекта. На наше первое письмо никто не ответил, и мы, вспомнив об этом через два-три месяца, решили заявить о себе повторно. На следующий день нам позвонили и предложили встретиться. Встреча прошла позитивно, и мы приступили к созданию проекта гостиной для мамы с тремя детьми.
На этом этапе самое важное – собрать достойное портфолио, показать, на что вы способны и чем интересны. Не отступайте от намеченного плана и не сдавайтесь после первой неудачи, улучшайте контент и подачу.
Что особенного в разработке дизайн-проекта для ТВ
На проект отводится около двух недель. За это время дизайнер должен полностью определиться с концепцией, выбрать все материалы и элементы интерьера, которые хочет использовать. Закупка материалов происходит сразу после старта проекта и очень быстро: разные позиции закупаются одновременно, поэтому времени на раздумья и усовершенствование дизайна остается совсем не много. Перед дизайнером стоит сложная задача: найти новое решение и современные материалы, соотнести их с бюджетами и возможностями передачи и подобрать поставщиков, которым будет интересно поучаствовать в проекте. Ну и, разумеется, продемонстрировать свой профессионализм и чувство стиля.
Если сравнивать с нашими студийными проектами, когда мы не ограничены в выборе материалов и сроках поставки, то в случае телевизионного проекта важно подобрать элементы, которые можно поставить в Москву максимум за полтора месяца.
Около 90% элементов интерьера будут закуплены в течении первых трех недель после старта проекта.
«Дачный ответ», 2016. Основной идеей и концепцией проекта стал номер пятизвездочного отеля, созданный для релаксации и восстановления душевных сил.
Как учитывать интересы участников программы, но и следовать своей задумке
Дизайнер встречается с героями один раз, на старте проекта. Обычно в это время пожелания участников программы сходятся, и они хотят одно и тоже. Например, чтобы было светло и уютно, чтобы одни цвета использовались, а другие – нет. Увы, после того, как дизайнер уходит, у них появляются новые, более структурированные пожелания, о которых дизайнер уже не узнает. Бывает забавно, когда на первой съемке (моменте, когда герои покидают свой дом) они обозначают свои новые пожелания, а у дизайнера, которого снимают после ухода героев, уже распечатан на планшетах готовый дизайн-проект. В итоге, пожелания и проект могут совпадать, а могут и нет. Это зависит от интуиции дизайнера. Мы помним выпуски, в которых герои хотели одно, дизайнер делал другое, и реакция участников была настолько яркая, что у этого выпуска была очень высокая популярность.
При этом, стоит сказать, что перед дизайнером стоит свободный выбор. Хочет ли он полностью учесть пожелания участников передачи или предпочтет, основываясь на своем опыте, предложить свое видение пространства и понимание героев, которые не всегда могут оценить возможности дизайна. Кроме того, нужно учитывать, что это утреннее телевизионное шоу, которое должно быть интересным и иногда неожиданным.
Как устроен процесс работы над проектом
Для дизайнера участие в передаче приравнивается к PR-акции, поэтому он создает проект бесплатно. Герои тоже ни за что не платят. Они встречаются с дизайнерами один раз, обсуждают пожелания, после чего уезжают из своего дома на срок ремонта и съемок. Дизайнер подготавливает дизайн-проект, согласовывает с командой передачи и приступает к реализации. Герои не знают об особенностях проекта и видят готовый результат на финальной съемке. Реакция в конце передачи всегда снимается с первого дубля, и все эмоции естественные.
Поскольку это телевизионная программа, ограниченная хронометражем, существует несколько правил, с помощью которых создают иллюзию того, что весь ремонт сделали за неделю. Например, дизайнеры надевают одну и ту одежду на все съемки, и только прическа или загар на лице после отпуска выдает течение времени. Такой дресс-код обусловлен целью создать законченный образ программы.
В среднем телевизионные проекты делают за полтора-два месяца, более сложные реконструкции – дольше. Все зависит от того, сколько времени потребуют технологические процессы.
«Дачный ответ», 2013. На переделку дизайнерам досталась тесная кухня и пустая гостиная. Задача – создать уютный интерьер для большой семьи, мечтающей о настоящем родовом гнезде.
Зачем это дизайнеру
Для нас участие в передачах «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ» всегда было приключением и общением с интересной и профессиональной командой «Переделки». Да, это всегда насыщенно, быстро, в рамках бюджета и иногда с ограниченными сроками, которые обусловлены графиком съемок, но это всегда незабываемый позитивный опыт. Кроме того, это эксперимент и вызов: каждый из наших проектов не повторял предыдущий, и мы всегда использовали новые решения. Данный формат дает такую возможность – представьте, что это концентрат дизайнерских идей, поставщиков и решений в рамках одного телевизионного проекта.
Конечно, после передачи повышается узнаваемость, которая в современном мире бесценна. Как этим распорядится, каждый решает для себя сам: можно поднять стоимость своих услуг, а можно, например, брать только те проекты, которые вам действительно интересны. В одном мы уверены: это неповторимый творческий опыт, запоминающийся и яркий.
Фото на обложке – «Квартирный вопрос», 2014. Все фото – студия дизайна «Дизайн в кубе».