Граффити на подиуме: как модные дома вдохновляются уличным искусством
Кража, сотрудничество и вдохновение – в этом материале мы собрали самые интересные истории, коллаборации и показы, иллюстрирующие родство уличной культуры и высокой моды.
Несколько лет назад стрит-артист Джозеф Тирни, известный также как Rime, обвинил в плагиате креативного директора Moschino Джереми Скотта. По словам художника, принт на платье из коллекции бренда осень-зима 2015/16 был скопирован с его граффити 2012 года – выпученных глаз на фоне надписи «Vandal». Особенно взбесило Тирни появление Кэти Перри и Джереми Скотта в нарядах с авторским принтом на Met Gala – они сделали из этого настоящий перформанс, но настоящее имя автора принта при этом ни разу не упомянули. Скотт парировал, мол, изначально рисунок был ничем иным, как актом вандализма, поэтому не может быть защищен законодательством. Суд, впрочем, не согласен: закон защищает любую интеллектуальную собственности, вне зависимости от места выражения.
Слева – Джереми Скотт и Кэти Перри в нарядах Moschino, справа – рисунок граффити-художника Rime.
Еще двумя годами ранее разразился другой скандал: Роберто Кавалли обвинили в плагиате сразу несколько уличных художников – Джейсон Уильямс, Виктор Чапа и Джеффри Рубин. Кавалли представил коллекцию, где каждая вещь – одежда, сумки, рюкзаки и обувь – была расписана узорами, скопированными с граффити, которыми артисты расписывали улицы Сан-Франциско. В этой истории последней каплей для художников стало то, что модельер не только присвоил их рисунки, но и наносил поверх них свой логотип, написанный в таком же стиле. Как будет они – часть оригинального произведения.
Разумеется, бренды не всегда используют граффити незаконно: тот же Джозеф Тирни вполне успешно сотрудничал, например, с Converse, adidas и Disney. А, пожалуй, первым, кто поженил граффити и модный дом, стал художник Марк Джейкобс. Совместная история Джейкобса и Louis Vuitton началась еще в конце 1990-х. Чтобы убедить модный дом в том, что расписать их легендарные сумки граффити – это хорошая идея, первопроходцу Джейкобсу пришлось постараться. И даже когда Louis Vuitton согласились, никто не думал, что сумки можно будет продавать: изначально их хотели использовать только для для шоу и съемок в журналах. Однако все сложилось иначе: коллаборация стала триумфальной (и положила начала сотрудничеству бренда с другими художниками современности), а сами сумки оказались не только в магазинных, но и в музейных витринах.
Разворот книги, рассказывающей о коллаборации бренда с художником Louis Vuitton Marc Jacobs
В прошлом году граффити на свои сумки нанес и другой известный бренд: Balenciaga представила сумки из Graffiti Collection — серии багажа из черной кожи, расписанного в стиле дворовых граффити 90-х годов. На рюкзаках, сумках, кошельках и косметичках появились ироничные надписи «Leather», «Couture» и «Collection». В слове «Paris» буква «R» составлена из прямых линий и нарисована в круге — как буква «А» в символе анархии.
Сумка из Graffiti Collection, Balenciaga
В этом году Balenciaga снова обратилась к граффити: в марте бренд представил коллекцию осень-зима 2018. Гости собрались в здании кинотеатра в пригороде Парижа. В центре подиума была выстроена искусственная гора, будто бы покрытая снегом и расписанная надписями, которые отсылали к прошлым показам: «No borders», «2gether». Модели выходили в одежде цветов, созвучных цвету надписей. «Эстетически мы вдохновлялись сноуборд-культурой начала 1990-х годов», – отметили представители марки.
Презентация коллекции осень-зима 2018, Balenciaga
Но все-таки самый, пожалуй, красивый пример обращения модного дома к стрит-арту в представлении своей коллекции – это совместный проект Prada с художниками-монументалистами Miles «El Mac» Gregor, Mesa, Gabriel Specter, Stinkfish и иллюстраторов Jeanne Detallante и Pierre Mornet. На стены зала, где прошел показ коллекции весна-лето 2014 они нанесли поп-арт-росписи на темы борьбы и власти. От граффити на стенах дизайнеры обратились к самой одежде: платья и пиджаки они украсили изображениями женских лиц, украшенными стразами и блестками. Все вместе это скорее походило на арт-перформанс, нежели на традиционный показ мод.
Презентация коллекции весна-лето 2014, Prada
Отсылки к граффити можно обнаружить и в других коллекциях модных марок, пусть они и не всегда очевидны. Это закономерно: модные дома все чаще обращаются за вдохновением к уличной культуре и создают коллаборации с брендами уличной одежды. Потому что как иначе заставить взбалмошных миллениалов обратить внимание на премиум бренды?