Феминизм и «устойчивость»: глобальные тренды, которые формируют моду
Мода – часть массовой культуры и может развиваться только в контексте тех процессов, которые происходят в обществе. Все, что диктует нам, как мы должны себя вести, и формирует наши взгляды на мир, можно увидеть в последних коллекциях модных брендов.
«Устойчивое развитие»
«Устойчивое развитие», или «sustainability» – термин не новый. Впервые он возник еще в 1987 году, в одном из документов Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Понятие довольно многозначное, но в целом «sustainability» предполагает сохранение окружающей среды, общественный прогресс и справедливую экономию. Это и дома, которые обслуживаются с помощью альтернативных источников энергии – солнечных батарей или, например, ветряных турбин, – и eco-friendly-мебель, и гаджеты, которые помогают следить за расходом энергии. Говорить об устойчивом развитии в отношении моды начали с удвоенной силой после выхода фильма Эндрю Моргана «Реальная цена моды», документального расследования о тайнах fashion-индустрии. Гиганты масс-маркета запустили экологичные линейки и кампании по сбору старых вещей (например, H&M), а нишевые марки и сконцентрировались на производстве одежды вообще без вреда для природы.
Куртки из чайного гриба комбуча, проект BioCouture Сьюзанн Ли.
Размытость понятия позволяет брендам интерпретировать его в свою сторону. Например, одежда из органического хлопка, вроде бы, говорит об «устойчивом развитии» бренда. С другой стороны, генно-модифицированный хлопок растет быстрее, чем натуральный, поэтому для него требуется меньше полей – в контексте защиты окружающей природы он лучше, потому что позволяет сохранить больше лесов. Вопрос выбора материала вообще очень важен, и не всегда это выбор в пользу материала естественного происхождения. Так, платья из своей последней коллекции бренд & Other Stories шьет из высокотехнологичного материала тенсел. Это материал который изготавливают из древесины австралийского эвкалипта и подвергают нанообработке. Его производство считается безотходным и не наносит вреда окружающей среде. Делать одежду из пластикового мусора – тоже очень полезная инициатива. Во-первых, полиэстер легко перерабатывать и делать из него новую одежду, а во-вторых, это позволяет сделать океан хоть немного чище.
Рюкзак для путешествий, сделанный из пластиковых бутылок, проект бренда 8HZ.
Дизайнеры обращаются и к новым, совершенно непредсказуемым материалам. Например, дизайнер Сьюзанн Ли (ее выступление можно посмотреть на TED) научилась «выращивать» одежду из чайного гриба комбуча. Гриб растет на поверхности воды, выращивать его можно даже в ванной.Материал растет быстро и немного напоминает по текстуре резину: Сьюзанн шьет из нее в том числе куртки. Когда такая одежда надоест, ее можно просто выкинуть в сад – будет еще и удобрение. Но важно не только то, из чего делают одежду, но и то, как долго она будет служить и как ее можно будет переработать. Поэтому по-настоящему «устойчивые» бренды это те, чья одежда прослужит долго, а когда все-таки придет в негодность, может быть переработана.
Повестка дня
То, в каком направлении будет развиваться модный дизайн, во многом определяет общество – достаточно пролистать историю моды. Сексуальная революция 1960-х годов подарила нам мини-юбки, а вторая волна феминизма в начале 1970-х – женские брючные костюмы. Сегодня, во времена политического напряжения, модным концептом многих марок стало настроение сопротивления, которое буквально можно увидеть. Отличительные знаки таких коллекций – графические изображения, надписи и слоганы, в том числе политическими лозунгами. «Я иммигрант», – заявляют вещи Prabal Gurung; «Сделаем Америку Нью-Йорком» – знаменитый слоган бренда Public School, перефразирующий трамповский призыв «сделать Америку великой», слоган последней кампании Diesel «Make Love, Not Walls» – не только перефразировка знаменитого Make Love, Not War, но и очевидная издевка над обещаниями Трампа построить стену между Америкой и Мексикой. Вместе с тем, словом 2017 года, по версии словаря Merriam-Webster, стало «феминизм», и модные марки тоже взяли это на заметку. К политическим лозунгам добавились феминистские заявления.
Слева – Prabal Gurung, осень-зима 2017/2018; справа – Christian Dior, весна-лето 2017
Другой важный аспект – поп-культура. Во времена Instagram, когда аудитория Бейонсе и Рианны в разы превышает аудиторию федерального канала, велика вероятность, что бренды возьмут на заметку незамысловатый стиль «звезд». Мешковатые футболки с номерами и короткие шорты – то, что точно будут покупать, как минимум, подписчики знаменитостей. Одежду свободного кроя и вездесущие худи демонстрируют в концертных турах Джастин Бибер и Канье Уэст, и смотрите, они теперь есть в каждом гардеробе.
Здоровый образ жизни
Тренд на здоровый образ жизни не только не теряет позиций, но обрастает все новыми последователями. Спортивные костюмы давно можно носить не только в зале, но и на прогулке, а кроссовки вообще стали главной обувью городских улиц. Спорт это теперь буквально образ жизни: ведущие производители спортивной одежды и обуви теперь не просто продают кроссовки, но и объединяют своих покупателей в комьюнити по интересам, а заодно и создают атмосферу вокруг бренда. Это и клубы для бега Nike, и передвижные тренажерные залы Reebok. Отслеживать свои успехи можно с помощью специальных мобильных приложений.
Nike+ Run Club
Ручная работа
Чем большую власть над нами приобретают технологии и достижения инновации, тем больше мы начинаем ценить предметы, сделанные вручную. Хендмейд-изделия воспринимаются как уникальные и неповторимые. Когда все поставлено на поток, нам нужна вещь, которая представляет собой некоторую историческую ценность. «С другой стороны, нельзя забывать, что технологии способны имитировать ручную работу, удовлетворяя потребности широкой публики. Таким образом, мы придаем значимость всему, что сделано руками человека и относится к народной культуре, как, например, вышивка, которую может выполнить и человек, и машина», – говорит Уолтер Родригес, тим-лидер компании Coolhunting. Gucci и Dolce & Gabbana используют вышивку как основной элемент декора уже в нескольких коллекциях подряд, но теперь к ним присоединяются и другие бренды.
Слева – Valentino, весна-лето 2017; справа – Etro, весна-лето 2017