От Дали до Мураками: как художники делают моду
Мода – это, безусловно, искусство, но может ли платье стать арт-объектом, если руку к его созданию приложил художник? На волне популярности коллабораций вспоминаем совместные проекты модельеров и художников, от самых первых до недавних.
Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали
Слева – платье «Омар» с принтом, нарисованным Сальвадором Дали, справа – «Шляпа-туфля», разработанная по эскизу Гала Дали, 1937 год.
Уроженка Рима Эльза Скиапарелли большую часть жизни прожила в Париже и в буквальном смысле перевернула мир моды. Она первой из всех парижских кутюрье стала использовать застежку-молнию для своих нарядов, делала свитера по мотивам африканских узоров и матросских татуировок и придумала понятие «прет-а-порте». Любовь к эпатажу была заложена в Эльзе природой, поэтому когда она познакомилась с Сальвадором Дали, они мгновенно узнали друг в друге родственные души. Сюрреалист вдохновил модельера Скиапарелли на создание ее самых известных работ, в том числе платья «Омар» 1937 года. На подоле белого шелкового платья с глубоким вырезом был изображен гигантский красный омар, которого нарисовал Дали. Образ существа отсылал к знаменитому «Телефону-омару» (другое название – «Телефон-афродизиак»), придуманному художником двумя годами ранее для еженедельного нью-йоркского издания American Weekly. Не менее знаменитым и впечатляющим предметом коллекции Скиапарелли стала сюрреалистическая «Шляпа-туфля», которую придумала жена Дали Гала. Она вошла в коллекцию Скиапарелли осень-зима 1937-38 годов.
Ив Сен-Лоран и Пит Мондриан
Коллекция Ива Сен-Лорана «Осень Мондриана», 1965 год.
Еще один художник, чье творчество легло в основу первых коллабораций модных брендов с художниками и дизайнерами – голландский живописец Пит Мондриан, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи. В 1930-е года дизайнер Hermès Лола Прусак вдохновлялась знаменитыми работами художника – с черными линиями на белом фоне и разноцветными цветными квадратами, – работая над коллекцией сумок с вставками из красной, желтой и синей кожи. Но самый большой вклад в развитие моды живописец внес уже после своей смерти в 1944, когда в 1965 году Ив Сен-Лоран представил свою коллекцию «Осень Мондриана». Хотя модные дизайнеры и раньше экспериментировали с абстрактными узорами Мондриана, шесть коктейльных платьев из коллекции Ив Сен-Лорана произвели настоящий фурор.
Александр МакКуин и Дэмьен Хёрст
Александр МакКуин и Дэмьен Хёрст, 2013 год.
Сотрудничество Александра МакКуина и Дэмьена Хёрста можно считать во всех смыслах удачным: проект одинаково высоко оценили и в мире моды, и в мире искусства. Два мрачных гения сошлись в 2013 году для работы над коллекцией из тридцати шифоновых платков. Коллаборация была приурочена к десятилетнему юбилею культового мотива Alexander McQueen – черепа, который впервые появился в коллекции модного бренда весна-лето 2003. Хёрст тоже использует черепа в своих работах: в 2007 году он сделал копию человеческого черепа, инкрустированную бриллиантами. Рисунок черепа на платках складывается в калейдоскопический узор, где роль ярких геометрических форм играют самые разные насекомые: бабочки, пауки и разноцветные жуки. Узоры насекомых взяли из серии работ Хёрста, которая называется «Энтомология».
Louis Vuitton и Такаси Мураками
Louis Vuitton и Такаси Мураками, 2003-2015 года.
«Японский Уорхол» начал сотрудничество с Louis Vuitton благодаря Марку Джейкобсу, арт-директору Модного Дома и большому поклоннику современного искусства. Мураками проработал с брендом рекордное для обеих сфер количество времени: с 2003 по 2015 годы. Продолжительная коллаборация заложила основы активного взаимодействия двух миров, ранее пересекавшихся только от случая к случаю. Мураками обновил дизайн бренда и придумал заново монограмму LV, разукрасив ее в яркие цвета. Новые логотипы украсили коллекцию выпущенных брендом сумок и кошельков. Этот проект мгновенно превратил Мураками в апологета идеи искусства как коммерческого бренда, но художник на нем не остановился. В 2007 году он выставил в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе лично спроектированный бутик Louis Vuitton – мода и искусство стали едиными.
H&M и Алекс Кац
Совместная коллекция шведского бренда H&M и американского художника Алекса Каца, 2017 год.
Совместную коллекцию с одним из самых дорогих современных художников шведский гигант H&M анонсировал осенью позапрошлого года. 89-летний американец, трансформирующий в своей живописи традиции поп-арта и «нового реализма», пришел в восторг от этого сотрудничества. Наконец-то, его работы из лучших музеев и частных собраний мира стали доступны широкой аудитории. Неестественно яркие ландшафты и спокойные портреты кисти художника украсили платья, толстовки, топы, сумки и тарелки. К сожалению, купить все это можно было только в американских магазинах марки.