Команда студии FRESH.GLASS о том, как взять максимум от участия в международных выставках и как презентовать «мыслящий дизайн»
Художники и мастера студии FRESH.GLASS исследуют стекло во всех его проявлениях — визуальных, тактильных и эмоциональных. Команда создает как небольшие художественные изделия, так и крупные концептуальные предметы мебели и архитектурные элементы. За прошедший год портфолио студии пополнилось опытом участия в нескольких международных событиях, включая ярмарку Collectible, Парижскую неделю дизайна и фестиваль Venice Glass Week.
Будет здорово, если институции начнут больше взаимодействовать с мелкими производствами и мастерскими, устраивать круглые столы и давать слово студентам с пониманием «реального» мира».Студия FRESH.GLASS
Страх белого листа и первые сложности
Молодой студии всегда сложно начать, есть страх нарушить идеальность нового белого «холста». А вот потом, когда человек вовлечен в творческий процесс и начинает видеть первые результаты своей работы, его уже не остановить. Возможно, результат не всегда будет удовлетворять, но важно либо продолжать совершенствовать работу, либо начать все сначала, но никогда не останавливаться. Некоторые художники, чтобы преодолеть нерешительность, заполняют холст тонким слоем краски, так называемой «подложкой». Благодаря ей страх испортить работу исчезает. Так же и в бизнесе: всегда есть место эффекту флаттера, который каждый преодолевает по-своему.
Начать что-то новое — это всегда самый тяжелый шаг, преодоление. Выйти из мысли в действие, это, пожалуй, и есть тот самый «чистый холст». Путь от первых эскизов до съемки предметов в каталог несет в себе сотни препятствий. А когда ты самостоятельная творческая единица без мощной команды и ресурсов производства, то тобой движут исключительно амбиции, энтузиазм и устойчивая самооценка. Нам, как молодой и независимой студии художественного стекла, повезло иметь мощные производственные ресурсы для выхода на российский и международный рынок со своими коллекциями. Наши проекты проходят путь от карандашной зарисовки до момента монтажа или отгрузки в пределах одного здания — это значительно упрощает весь цикл производства.
Объекты из коллаборации FRESH.GLASS x LAVDANSKYWORKSHOP на ярмарке Collectible 2023
Мы — ремесленники, художники, дизайнеры и производители в одном лице. Быть мультидисциплинарной студией — это наш выбор, в который мы вкладываемся.
Подводные камни участия в выставках
В условиях сегодняшней реальности любой наш порыв показать себя — это безусловный риск и огромные финансовые вложения. На самом деле в этом и кроется весомая причина, почему российский рынок может замкнуться.
Выставочная география довольна широка, и единственное, что мы можем делать, это покорять своим творчеством новые территории и их жителей. Конечно, хочется, чтобы появились льготные прайсы участия в международных ярмарках и выставках для начинающих авторов. Мы знаем, что существует конкурс SaloneSatellite, который позволяет показать себя на Миланской неделе дизайна. Здорово, если подобных мероприятий будет больше.
Сейчас нами движут уверенность, желание показать себя и свое творчество, энтузиазм, смелость и доля безрассудства. При этом нужно четко отдавать себе отчет: все, что будет проделано сейчас, — это долгосрочная перспектива и инвестиция в будущее.
Думаем, что для успешного участия в выставках должны сойтись несколько факторов. Во-первых, это осознание, что вам есть что показать европейскому зрителю, не лишенному эстетического интеллекта. Во-вторых, уверенность в команде и в том, что каждый в этой сложной цепочке находится на своем месте. В-третьих, финансовая уверенность: нужно быть готовым, что изначальная смета вырастет. Наконец, уверенность в производстве — когда весь цикл зависит от тебя, проще прогнозировать ошибки.
Нет проблемы в том, чтобы заполнить заявку на сайте ярмарки, выставки или конкурса. Это лишь вопрос подготовленности студии или художника к выходу на международный рынок. Нужно быть готовым, что у тебя могут запросить для заявки, например, CV на языке страны, каталоги, сайт, концепции и пресс-релизы — как правило, все эти пункты, что называется, «под звездочкой». Транспортировку предметов дизайна и искусства, можно вынести как отдельный проект: тут определенно нужно работать с профессионалами!
Решив участвовать в новом международном событии, мы рассматриваем следующие моменты:
- Понимание, что мы хотим получить по итогу.
- Привлечение новой аудитории. Инструментов может быть несколько: СМИ, социальные сети, визитки. Мы, например, вместо стандартной бумажной визитки даем посетителям кусочек искусства, то есть образец стекла, относящийся к коллекции, которую мы показываем.
- Сотрудничество с местными галереями. Это ценные каналы продвижения студии или художника и дополнительная площадка для продаж.
- Культурное обогащение. Каждая страна или город со своей уникальной культурой — это неотъемлемая часть вдохновения.
Неделя дизайна в Париже 2023
Дизайн-индустрия мечты
Будет здорово, если в будущем институции начнут больше взаимодействовать с мелкими производствами и мастерскими, устраивать круглые столы и давать слово студентам с пониманием «реального» мира. Верим и ждем, что академии художеств не будут бояться позволять устраивать события и лекции с теми, кто выпустился и что-то делает в профессии, куда-то ездит со своими проектами и объектами, готов делиться опытом. Также, на наш взгляд, в будущем должно появиться больше событий на конкурсной основе с возможностью пройти стажировки в резиденциях, топовых университетах нашей страны и за рубежом.
Это никогда не будет лишним даже для ведущих дизайнеров, а для начинающих, опять же, станет бесценным опытом.
Если говорить про взаимодействия художников и дизайнеров с галереями, то хочется, чтобы меньший упор делался на эксклюзивность автора. Это красивая идея, но, к сожалению, пока это чаще работает в качестве ограничений. Коллекция зачастую развивается медленнее, чем могла бы при всей ее свободе. Если галерея берет эксклюзив, тогда здорово ей максимально вкладываться в художника, в том числе оплачивать ему материалы, возить его работы и коллекции на международные мероприятия. Ведь там сейчас можно получить максимальный отклик в плане чувств и продаж, если говорить о коллекционных предметах дизайна.
Светильники OlOllO
«Мыслящий дизайн» никогда быстро не покупают, тем более у молодых авторов. Нужно дать время в него влюбиться, проникнуться его линиями, формами и «изгибами» мысли. Особенно сложным кажется встроиться в поток. Нужно много создавать, показывать много качественно законченных полноценных идей. Для этого необходимо найти максимально подходящее идеологически помещение, куратора. Но лучше от начала и до конца проживать опыт самостоятельно, особенно первое время. Так получится наиболее естественно, а не это ли самая настоящая красота?
Молодой дизайн сейчас развивается — это видно на ярмарках, выставках, в галереях, на международных конкурсах. Крупные институции более уважительно относятся к условиям сотрудничества с дизайнерами и художниками, они готовы к коллаборациям. Появляется все больше мультинаправленности во всех сферах. Многие стараются объединяться, делиться опытом и, что прекрасно, общаться, усиливая друг друга. Становится больше поддерживающей атмосферы, уходит нездоровая конкуренция. Климат в нашем обществе изменился — грядут теплые солнечные дни.
На обложке: команда FRESH.GLASS, фото Зарина Таучелова.