«Формула счастья» предметного дизайна: колонка приглашенного редактора Марии Романовой
Что такое предметный дизайн? Достаточно наглядно можно объяснить, если представить себе линейку и расположить на ней Арт, Производство и Предметный дизайн. Как их расставить? Где окажется предметный дизайн?
Слева – арт
Художник создает произведение искусства, выплескивает свою творческую энергию и делится рожденным произведением с миром. Безусловно, любой художник хочет быть востребованным, но в первую очередь, он хочет, чтобы его творчество приняли. Арт должен восхищать, удивлять, его цель – понравиться. Последнее для арта самое важное. Продажа произведения – это результат признания таланта художника, который зависит от многих факторов. Важнее всего, чтобы кто-то разделил с художником его взгляд, воскликнул от удивления: «Ах!» При этом, сказать «ах» не значит купить: может быть сто тысяч восторгов и только одна покупка этого произведения. Например, выставки концептуального искусства. Представленные там предметы, авторские произведения, заставляют задуматься, поражают и удивляют, но их никто не собирается ни продавать, ни покупать. Я была на одной такой выставке, она была посвящена Стулу. Из чего только стулья авторы не сделали! Был, например, прекрасный ватный стул, который весил всего 350 грамм. Это была концептуальная модель, социальный призыв художника к вторпереработке материалов.
Справа – производство
Оно может быть небольшим, например частным. Цель производства – коммерция. Производят, предположим, стулья. Они очень хорошие, высокого качества, с использованием ручных обработок, идет поиск новых обивок, деталей и фактур. Но цель одна – реализация большего количества предметов. Производитель делает все для того, чтобы стулья покупали именно у него, он приглашает дизайнеров и декораторов и, опираясь на возможности своего производства, производит новые и новые модели. Это не предметный дизайн, не создание нового, а декорирование уже существующего предмета. Переиздание. Усовершенствование. Поиск новых деталей и пропорций уже привычного нам стула. Потребителю важно, чтобы стул вписывался в концепцию его помещения и устраивал по цене. Для производства важнее всего, чтобы стул был продан.
В центре между артом и производством – предметный дизайн
У вас есть стулья, и вы не планировали их менять. Но вдруг вы видите нечто новое и непривычное, вы начинаете его изучать и понимаете, что это – идеальный стул, о существовании которого вы не подозревали. Это предмет, на котором можно сидеть, но он не похож ни на один из тех, которые вы раньше видели. Не было такого предмета, а теперь этот продукт, стул, отвечает вашим требованиям к эргономике и эстетике. Он соответствует вашим культурным ценностям, и вы влюбляетесь в него. Вы хотите обладать этим идеальным для вас продуктом. Тогда вы покупаете этот стул, и он меняет все пространство вокруг себя, потому что в нем заложена высокая культура и, главное, идея.
Идея, концепция – вот, что первично. Вы смотрите презентацию продукта, и художник знакомит вас с источником вдохновения, а значит, со своим сценарием. В основе всего этого – сложнейший и очень интересный разговор между автором, вами и производителем. Это разговор о будущем и о вечных ценностях.
Хочет ли автор, чтобы его разработки производились и продавались? Да, конечно. Но он не производит для этого 100 000 стандартных стульев. Предметный дизайнер всегда находится в поиске нового, идеального решения. Это может быть привычный предмет, воплощенный в непривычной, благодаря новой технологии, форме. А может быть, напротив, привычная форма, воссозданная в неожиданном материале. И каждый раз ваше отношение к предмету будет меняться.
Мир перенасыщен товарами потребления, он развивается и меняется быстрее, чем мы можем себе представить. Новые технологии, предметы-трансформеры и прочие многофункционалы – все это веяния времени. Предметный дизайн тоже подвержен влиянию моды – футуризм, техно и прочее. Разница в том, что даже по прошествии времени, эти предметы часто не теряют своей актуальности. Вспомните шезлонг Ле Корбюзье. 90 лет прошло.
Поэтому у предметных дизайнеров есть прекрасная возможность: не разрушая наш привычный мир, следуя времени, технологиям, сохраняя наше внутренний покой, гармонию, равновесие, все же идти на шаг впереди, смотреть в будущее, предвосхищать запросы. При этом, опираясь на культурные ценности, корректно и уважительно разговаривать с традициями, но развивать их и идти вперед.