Евгений Бурцев о многозадачности создателя молодого бренда и драйверах развития локальной дизайн-индустрии
За несколько лет существования своего бренда Konos Евгений Бурцев вместе с командой принял участие в нескольких знаковых зарубежных выставках. Среди них Недели дизайна в Милане, Берлине, Вене и Венеции, а также прогрессивный фестиваль в Эйндховене. На них марка представила свои яркие скульптурные предметы, а взамен получила ценный опыт общения с зарубежной аудиторией, по-настоящему конструктивную критику и сформировавшееся видение того, куда может двигаться дизайн-сфера в России.
Если у тебя есть интересный продукт и желание его показать, то тебя с радостью пригласят практически на любую выставку.Евгений Бурцев дизайнер
Сложности запуска бренда
Первые шаги в индустрии дизайна, вероятно, мало чем отличаются от первых шагов в других сферах. Главное, к чему нужно быть готовым на старте пути, — непосредственно дизайн является лишь частичкой того, чем приходится заниматься. Запуская собственный бренд, ты становишься не только его основателем, но еще и немного фотографом, веб-разработчиком, бухгалтером, грузчиком и оператором колл-центра. Чем больше сторонних навыков, тем проще искать нужных людей, ставить технические задания, контролировать исполнение и принимать работу. Кажется, что в головах многих начинающих дизайнеров есть прекрасная картинка с идеальным интерьером и творцом, который создает какие-то удивительные вещи. В действительности же приходится забирать что-то со склада, потому что курьер не приехал, а заказчик ждет предмет сегодня.
Столик CRC. Фото: Konos
Не последнюю роль играет материальная составляющая. Молодому и независимому бренду нужно либо иметь хорошую финансовую подушку, которая позволит получить то самое время на раскрутку, либо искать спонсоров и инвесторов (но тогда уже быть не таким независимым, хотя и молодым). Нужно обладать редкой удачей или каким-то невероятным стечением обстоятельств, чтобы сразу получать достаточное количество заказов, которое сможет заменить полноценное место работы. Честно говоря, примеров ни того ни другого мы не знаем, но должны же они быть.
К сожалению, каким бы чудесным ни был продукт, бренду нужна узнаваемость — необходимо постоянно напоминать о себе и предлагать свои изделия.
Последняя, но, пожалуй, одна из ключевых проблем молодого бренда предметного дизайна — это производство. Во-первых, его просто сложно найти. Хороших цехов с современным оборудованием не так уж и много, а когда речь заходит о том, чтобы делать небольшие, и, что хуже всего, непрогнозируемые объемы, поиск значительно сужается. А после начинается долгий и мучительный процесс отлаживания и проверки качества найденного производства. Кроме того, учитывая себестоимость предмета мебели, поиск идеального производственного решения может оказаться не только длительным, но и крайне затратным.
Международные выставки как путь развития
Участие в международных выставках стало для нас невероятно интересным и познавательным опытом. Самое ценное — это обратная связь и от коллег по цеху, и от потенциальных клиентов, и от организаторов. Конечно, ее можно получить и на локальных событиях, но главное отличие и преимущество европейских выставок связано с их уже многолетней историей.
Многие процессы, начиная от подачи заявок и заканчивая продвижением, хорошо оптимизированы. Что еще более важно, посетители зарубежных выставок понимают, зачем они приходят и что их ждет.
Безусловно, бывает много рядовых фланёров – например, в Эйндховене мы наблюдали целые очереди пенсионеров-зевак, – но большая часть людей все-таки разбирается в дизайне.
Стенды Konos на Неделях дизайна в Эйндховене и Милане. Фото: Konos
Попасть на эти выставки было не очень трудно. Сам процесс отбора довольно прозрачен: у каждого крупного события есть определенная тема, под которую мы подбирали предметы. И так как тема обычно довольно широкая, найти под нее предметы даже из текущей коллекции было несложно. Во всех выставках, где нам повезло поучаствовать, организаторы были очень открыты, с удовольствием знакомились с концепцией предметов, очень легко организовывали Zoom-встречи, если у нас были вопросы и хотелось получить больше деталей. Исходя из нашего опыта, при наличии интересного продукта и желания его показать можно ждать приглашения практически на любую выставку.
Самое сложное начинается после одобрения заявки. Во-первых, участие в выставке — это дорого. При этом львиная доля затрат приходится не на регистрационные взносы, а на логистику, размещение и сопутствующие процессы. Исключение составляют некоторые знаковые события. Например, стоимость стенда на выставке Alcova в рамках Миланской недели дизайна начинается от €8000 евро, и не все молодые дизайнеры могут себе такое позволить. Но в рамках этой же Недели дизайна можно представить свой продукт совместно с платформой Isola, как это сделали мы, и тогда речь идет о €300-€400. Логистика же, которая и раньше не была дешевой, теперь становится иногда невообразимо затратной. Помимо того что доставка среднего стола в одну сторону будет стоить около 60 000-70 000 рублей, она может занять месяц или даже больше.
В процессе участия возникает много вопросов, которые сложно представить, пока ты не увидишь это сам. Самый главный касается оформления пространства. Как презентовать продукт, какие сопроводительные материалы подготовить — после каждой выставки мы себе говорили «если бы мы знали, то сделали бы немного по-другому». Если ты хочешь получить от выставки максимум, то там нужно находиться постоянно. Это тоже очень выматывает. Ты целый день разговариваешь с людьми, еще и не на родном языке, отвечаешь на вопросы, показываешь свои предметы. Поток посетителей иногда такой, как будто ты находишься утром в метро. Под конец дня сил хватает только на то, чтобы дойти до гостиницы и молча сидеть в тишине.
Какой может быть локальная индустрия дизайна
Сложно рассуждать о том, что можно изменить в глобальной индустрии дизайна, – все-таки мы с ней знакомы только как гости выставок, – но вот нам, в России, еще предстоит пройти очень длинный путь. Мы считаем, что основным драйвером развития локальной дизайн-сферы должна стать даже не более широкая институциональная поддержка и финансирование, а развитие общества.
Когда мы придем к тому, что дизайн и предметы интерьера станут важны сами по себе, когда общая насмотренность и желание видеть вокруг эстетичное пространство станут повсеместными, индустрия получит такое развитие, которое не может создать ни одна государственная программа поддержки дизайна.
Очень хочется, чтобы довольно жесткая критическая позиция тех, кто все-таки позволяет себе интересоваться дизайном, сменится на более мягкую и дискуссионную: мы искренне верим, что так и будет. В большинстве сообществ в социальных сетях негативные комментарии всегда очень жесткие, даже обидные. Конечно, не всем будет нравиться продукт, который ты делаешь. Но, возможно, когда широкая общественность перестанет так критически отзываться о творчестве дизайнеров, это будет стимулировать художественный поиск у тех, кто сейчас просто боится презентовать себя, чтобы не получать этой негативной обратной связи. На тех же выставках мы видели, как выстроена критика в Европе: да, бывает такое, что кому-то не нравится твой предмет, но никто не ставит себе целью раскритиковать тебя, не говоря уже о том, чтобы как-то обидно отзываться.
Предметы Konos на Неделе дизайна в Берлине. Фото: Konos
Еще одна проблема — некоторый формализм всех выставок, которые сейчас начинают так активно проходить в России. Все стенды, этикетки и павильоны зачастую должны быть оформлены строго, как будто «по ГОСТу».
В Европе выставка — это праздник, и чем меньше город, тем большего размера этот праздник.
В уже упомянутом Эйндховене выставка не только проходит на разных площадках по всему городу: также организовано несколько площадок для диджеев, по вечерам играет музыка. И на этих площадках собираются экспоненты, посетители, слушают музыку, общаются. Это невероятная атмосфера творческого единения. А на выставке в Вене (к слову, довольно консервативной!) мы видели французскую студию, которая решила организовать в рамках выставочного пространства поп-ап-лапшичную: ребята сшили себе классные костюмы и просто угощали всех желающих лапшой, пока в соседнем зале стояли их предметы дизайна.
У этого формализма есть еще одна грань, которая выражается в создании бюрократии там, где она совсем не нужна. На всех европейских выставках есть обозначенное время монтажа – день или два до начала выставки, – но в рамках этого дня ты можешь приехать в любое время и организовать процесс как удобно именно тебе. То, что мы видели в Москве, пока организовано совсем иначе: чтобы привезти предметы на одну из выставок современного искусства, нам нужно было не только приехать строго до начала рабочего дня, чтобы никого не побеспокоить, но и доказать трем охранникам, что мы действительно бренд и приехали только для монтажа своих предметов. В такие моменты, к сожалению, совсем не чувствуешь себя дизайнером и не проникаешься атмосферой творчества. Безусловно, я не хочу сказать, что «там» все прекрасно, а «тут» — нет. Индустрия дизайна в России только начала свое развитие, к слову, довольно стремительное, и у нас есть огромный потенциал, который просто нужно правильно реализовать.
На обложке: табурет SQR на Неделе дизайна в Венеции.Фото: Konos.