Disgusting Design: зачем дизайнеры работают с волосами и потом
Прекрасное и ужасное – категории, во многом зависимые от контекста. Едва ли мы назовем ужасными красивую прическу или улыбку, но стоит волосам и зубу оказаться вырванными из контекста тела, как они тут же приобретают совсем другую коннотацию. Предметы дизайна с использованием продуктов жизнедеятельности человека – это всегда эпатаж и вызов. В этом материалы пытаемся разобраться, что дизайнеры и художники находят в работе с волосами и потом.
Кружки Кристины Цика визуально напоминают кружки IKEA, но сделаны из ароматизированного воска и волос.
«Я, как художник, сегодня нахожусь в очень выгодном положении, я могу использовать любые материалы, но плохо понимаю, откуда они берутся – связь с временем и пространством теряется», – размышляет венгерский дизайнер Кристина Цика, выпускница курса DesignLab в Академии им. Геррита Ритвельда. Два года назад на ярмарке OBJECT в Роттердаме она показала коллекцию из 15 восковых кружек с использованием человеческих волос – проект под названием «This Is Not A Värdera» («Это не ценность»). Кристина использовала силиконовые формы, в которые она вкладывала волосы – свои и других добровольцев, – в потом заливала их жидким воском. Дизайнер решила пофантазировать о том, можно ли использовать волосы в массовом производстве, и коллекция часть большого проекта на эту тему. Можно ли из этих кружек пить – большой вопрос. Кристина сперва предлагает ответить: «Хотите ли вы из них пить?».
Смысл проекта Жофии Коллар – заставить людей по-другому взглянуть на человеческий волос и объяснить, что и он может быть предметом дизайна.
Еще одна венгерка, которая работает с волосами, – Жофия Коллар. «Нам нравятся волосы, пока они находятся на голове, – размышляет дизайнер, – но стоит им оказаться где-то вне тела, и они начинают вызывать отвращение». Коллар использует волосы (с нанесенными на них парфюмерными маслами) для создания сплетенного золотистого гобелена. Дизайнер говорит, что хотела попробовать работать с волосами с тем же настроем, что и с любым другим материалом, – не испытывая ни отвращения, ни ужаса.
Все украшения Сибилла Полсен делает на заказ, на изготовление одного объекта уходит до двух недель.
Проект берлинского дизайнера Сибиллы Полсен носит социальный характер: девушка придумала украшения для людей, которые пережили химиотерапию. Это, своего рода, возможность продолжать носить свои волосы, но по-другому. Полсен рассматривает свои украшения – ожерелья и браслеты, – как символические объекты, которые помогают людям пережить болезнь и служат отправной точкой для трудных разговоров с друзьями и семьей. Допуская, что большинство людей не оценит задумку (использовать волосы в дизайне – это слишком странно), дизайнер отмечает особое качество материала, его персонализированность и индивидуальность.
Для Оксаны Бондарь этот проект – возможность минимизировать количество отходов, вне зависимости от сферы нашей жизни. С выходом великобритании из ЕС, уверена дизайнер, вопрос встанет особенно остро.
В структуре табуреток и туалетных столиков выпускницы Кингстонской школы искусств Оксаны Бондарь трудно усмотреть человеческие волосы. Основу материала составляет актуальный сегодня биоразлагаемый пластик из кукурузного крахмала и сахарного тростника, к которому дизайнер добавила волосы. Их Бондарь собирала в парикмахерской в Лондоне. Свои предметы она назвала «Wiggy» («В парике»). На одну табуретку нужно примерно три мешка волос. Смысл проекта – найти применение ненужным волосам, которые остаются от стрижек.
Коллекция Люси Маерус воплощает концепцию «человеческой» слоновой кости и называется соответственно – «Human Ivory».
Еще один продукт жизнедеятельности человека, который используют дизайнеры для своих смелых, хоть и нередко вызывающих отторжение, объектов, это зубы. Пару лет назад мы публиковали интервью с дизайнером из Люксембурга Люси Маерус, которая превращает зубы в подобие жемчужин (обтачивая их, как камни), чтобы потом использовать их для создания сережек и подвесок. «Представьте себе, что чем старше вы становитесь, тем больше становится ваша личная коллекция зубов-жемчужин, — предлагает дизайнер. — Надевая на себя украшения со своим собственным драгоценным материалом, мы получаем пищу для размышления о том, что такое материальные ценности и какие ценности есть в нас самих. Не стесняйтесь украшать себя собой же».
Выставка Наири Баграмян «Scruff of the Neck» прошла в Marian Goodman Gallery в Лондоне.
Другой проект, посвященный зубам, правда, на этот раз художественный, принадлежит уроженке Исфахана Наири Баграмян. В Marian Goodman Gallery в Лондоне она представила выставку «Scruff of the Neck». По задумке художницы, посетители должны почувствовать внутри человеческой головы: два этажа галереи занимают челюсти, нижняя на первом этаже, и верхняя на втором. Все скульптуры носят имя «Scruff of the Neck», а дифференцировать их можно по пространственным координатам, например: LL 23/24, LR 26/27/28 – их Наири позаимствовала у стоматологов. Подчиняясь архитектуре, гигантские зубы намекают на то, что галерея – тоже, своего рода, речевой аппарат.
Коллекция предметов одежды, инкрустированных кристаллами из пота, стала выпускным проектом Алисы Поттс.
Другой художественный проект принадлежит выпускнице Королевского колледжа искусств Алисе Поттс и посвящен поту. Она разработала серию предметов одежды – от балетных туфель до спортивного трикотажа, – инкрустированных кристаллами из человеческого пота. «Каждый человек уникален, как и наш пот, который во многом отвечает за наше здоровье и благополучие», – рассказала Поттс. – В будущем я постараюсь развивать эту идею и использовать ее для изучения устойчивых процессов в моде».