Stockholm Design Week — бабушка, которой можно доверять? / Дневники Юлии Ионовой из Стокгольма
Стокгольмская неделя дизайна – самое большое событие в области дизайна в Северной Европе. Дизайнер Юлия Ионова привезла нам самый честный репортаж с последней сессии: все, что достойно внимания, мы вам проиллюстрируем, а провалы — представляйте, пожалуйста, сами.
Юлия Ионова дизайнер интерьеров
Выставка мебели и дизайна проходит в Стокгольме каждую зиму вот уже 70 лет. Уверенный срок для серьезного мероприятия. Возраст моей бабушки, которой можно доверять. Из всех массовых дизайн-сборищ скандинавская выставка всегда казалась мне стилистически выдержанной: практичность, эстетика, уникальность и культовость. Однако не в этот раз.
Изучив главный павильон и сайд-проекты, я выделю следующие отрицательные показатели:
- Главный тренд, обернувшийся главной шуткой всех коктейлей и вечеринок: это предметы для сидения, обитые шкурой овец. Очень традиционно, не спорю, однако никак не тянет на прогрессивную дизайнерскую мысль. Особенно весёлые представители индустрии предлагали продавать ролики для одежды в комплекте с креслом.
- На втором месте разноцветные предметы неприятных форм и неясного назначения. Та вещь, которую будет бояться ваш кот и ваш партнёр. Эдакое рококо. Излёт творческого мышления, потерявшего твёрдую почву под ногами. Be cool be stupid.
- Третья, пугающая вещь — аж три выставки сделанные только женщинами только про женщин. Более ярко выраженный сексизм трудно себе представить. Думаю, всем нам нужно успокоиться, перестать спекулировать гендером и пойти, наконец, работать. Возможно, третий и первый показатели имеют прямую связь. Сколько я не пыталась сделать фото различных мохнатых предметов или присесть, столько раз они были заняты взрослыми мужчинами. Они прятались в них от жестокой и агрессивной действительности, как в норах.
Общее впечатление — кризис идей. Скандинавские бренды с историей продолжают производить свои иконы дизайна за уверенный прайс, бравируя ручным трудом локальных рабочих. Например, PPmobler прекрасно чувствует себя на основной экспозиции, представляя вечную классику, на этот раз выстроив для неё вигвам с мониторами в центре, символизирующими вечный огонь. На мониторах крутят красивые ролики, рассказывающие про ручной труд красивых датчан.
Шведский, не столь раскрученный бренд Kallemo, показал культовые кресла из металла и кожи дизайнера Mats Theselius, производимые с 1990 года, в новом медном цвете. Вновь посвежевший ультимативный хит.
Скандинавские бренды помладше и другие европейцы не находят своей собственной идентичности в попытке скопировать ДНК первых при помощи сил дешевых фабрик. Выходит реплика на реплику, за формой которой теряется и имя ее первосоздателя, и главное — суть самой формы.
Среди этой бессмысленной карусели я хочу выделить несколько стоящих событий.
Самые умные бренды покинули общий ангар в поисках идентичности за его пределами. Найдя подобных себе по духу они позвали гостей посетить уникальные пространства в городе, таким образом, показывая посетителю не просто предметы, а определенный стиль и образ жизни.
Бренд Menu взял себе в партнеры Dux, чтобы создать апартаменты скульптора в историческом здании с паркетными полами. Комнаты, наполненные мебельными предметами вперемешку с предметами искусства, посудой и рабочими инструментами художника — не просто стенд с новой коллекцией, а полноценный кураторский проект. Увидеть диван своей мечты в гостях у друга — идеальная история продаж.
Датские светильники ручного производства Leklint объединились с новомодными эстетами Friends & Founders взяв в поддержку японцев Ariake и Arita обосновались в здании национального архива Швеции. Мрачные и загадочные интерьеры 1890 года постройки также отличный «бэк» для современных элегантных форм. Волшебная атмосфера, стопроцентное попадание.
Главные французские дизайнеры, братья Bouroullec съездили на завод финского производителя стекла Iittala. Получилась коллекция ваз и очень проникновенное видео про будни вдохновленного дизайнера. Чуткое отношение к материалу, уникальная форма, чистые природные цвета и тактильно приятные текстуры. Спокойствие мастеров.
Что же дальше? Как гласит английский лозунг времён Второй Мировой войны, «keep calm and carry on». Дальше будет Милан, а пока стоит сосредоточиться на качестве и сути вещей в ожидании новых материалов и технологий.