
EXPO 2025 глазами дизайнера: павильоны, которые стоило увидеть
В Осаке подходит к концу Всемирная выставка, куда, наряду с сотнями тысяч посетителей со всего мира, успела заглянуть дизайнер, основатель студии Designic и наш колумнист Аня Саркисьянц. Специально для Design Mate она собрала персональный гид по особенно запоминающимся павильонам EXPO 2025, от цифровых двойников до стальных лесов и футуристических рынков.
Аня Саркисьянц дизайнер общественных интерьеров, основатель и арт-директор студии DesignicART of LIVING
Организационные перипетии EXPO 2025 были эпичны, как самурайская сага: сбои в работе IT‑системы, путаница с лотереями и билетами и даже критика за нехватку укрытий от дождя. Все это породило настоящие логистические баталии. Но сегодня — не о них, а о том, ради чего я и многие другие прошли через лотерейную систему билетов и овербукинг: о павильонах, которые прочно закрепились в моей памяти.
Центр притяжения EXPO 2025 — Signature Pavilions, спрятанные под огромным деревянным кольцом Grand Ring, частью инсталляции с поэтичным названием «Сияние жизни» (Brilliance of Life). Это не просто павильоны, а восемь самостоятельных вселенных — остроумных, тонко собранных, глубоких. Каждый из них — как манифест, созданный японскими визионерами: архитекторами, режиссерами, учеными, робототехниками, где архитектура разговаривает со зрителем через материалы, свет, технологию и атмосферу. В этот раз на выставке заявлены 158 стран и регионов, что делает EXPO 2025 самой масштабной по числу участников за всю историю. Все страны-участницы представили свои павильоны, отразив в них культурный код, технологические амбиции и характер.
Я собрала личные фавориты — те, в которых мне захотелось остаться чуть дольше. Мой ТОП‑5 не по рейтингу, а по эмоциональному следу.
Signature Pavilion: Better Co-Being профессор Хироаки Мията (Keio University, специалист по системному дизайну будущего и трансформации общества)

Фото: co-being.jp
Пожалуй, один из самых тонко устроенных павильонов выставки. Без стен. Без крыши. Просто ты, ветер и деревья вокруг. Сразу понятно: здесь все про открытость, не только архитектурную, но и человеческую. Проект профессора Хироаки Мияты — это не про шоу, а про ощущение. Про то, как мы связаны друг с другом, даже если никогда не встречались. Радуги, которые рождаются из движения толпы, цифровые журналы, куда ты можешь «выгрузить» свои чувства — все это сделано для того, чтобы напомнить, что связь важнее формы, что будущее — это не технология, а способ и навык быть вместе. Здесь легко забываешь, что находишься на глобальной выставке. Кажется, будто просто оказался в пространстве, где тебе рады, где можно выдохнуть и где все создается сообща — без пафоса, но с глубоким смыслом.
Signature Pavilion: EARTH MART Кундо Кояма, сценарист, обладатель премии «Оскар», и архитектор Кенго Кума

Фото: © Nippon.com
Здесь все начинается с крыши — соломенной, теплой, дышащей. Она сразу сбрасывает с тебя городской ритм и переводит в другое состояние: как будто ты оказался на старом фермерском рынке в японской деревне, где все просто, честно и по делу. Внутри — два пространства. И оба цепляют очень глубоко. Marketplace of Life — пространство-медитация. Войдя, ты оказываешься под куполом из 28 000 яиц, каждое из которых словно маленький отсчет. Именно столько яиц, по статистике, съедает один японец за всю жизнь. Красиво и пронзительно: ты вдруг физически ощущаешь, сколько всего проходит через тебя. Пища становится увлекательным опытом, а не функцией.

Фото: © Nippon.com
Marketplace of the Future задает совершенно другой темп. Здесь фантазия включена на полную мощность. 25 продуктов — Earth Foods 25 — отобраны по трем критериям: экологичность, питательная ценность и культурная глубина. Из них молодые повара создают блюда будущего: знакомые вкусы в новых формах. Все подано как выставка, но чувствуешь себя гостем у шефа. Особый штрих — кухня от Sony, где каждое движение, температура, время приготовления фиксируются в цифровом рецепте. Это не просто гаджет, а, скорее, способ сформировать кулинарную память как культурное наследие. А еще здесь есть умэбоси-капсула времени, где ты можешь «засолить» свою сливу сегодня, а открыть в 2050 году как кулинарное письмо самому себе в будущее.
Poland Pavilion — Blooming Poland Alicja Kubicka и Borja Martínez (Interplay Architects)

Фото: expo.gov.pl
Польский павильон стал одним из главных визуальных образов этого года – команда Interplay Architects воплотила концепцию Blooming Poland в чистой поэзии из стали и света. Представьте лес, сотканный не из деревьев, а из тысяч тонких, гибких стальных стержней, увенчанных мерцающими «соцветиями». Очень живая и динамическая инсталляция: стержни колышутся на ветру, создавая живую рябь, а их свет пульсирует, словно дыхание. Внутри — камерный концертный зал, где звучат произведения Шопена, при этом ощущение очень личное — купол будто обнимает публику, как семейное гнездо. Конструкция призвана раскрыть характер польской креативности: как он распространяется, трансформируется, обретает новые контексты (и не боится японской традиции соединения без гвоздей — kigumi kohō). На фоне других павильонов Blooming Poland играет красками от эпического до интимного: здесь видно страну, слышно культуру, чувствуется экологичное мышление.
The Republic of Korea Pavilion архитектурная мастерская Mass Studies под руководством Чо Минсука (Minsuk Cho) — сооснователь студии, лауреат «Золотого льва» Венецианской биеннале

Фото: koreapavilion2025.kr
Этот павильон как режиссерская работа, в которой ты не просто зритель, а часть сценария. Все начинается с твоего голоса, который записывают прямо на входе. Затем с помощью искусственного интеллекта его превращают в светозвуковую симфонию. Представьте: голос становится частью многоголосого хора мира — сияющего, пульсирующего, живого. Дальше — будто смена сцены. Зал второй. Контрастный, почти грубый. Бетон, предметы повседневного потребления, индустриальные пейзажи — все застыло в тревожном равновесии. И вот ты уже не наблюдатель, а участник: начинается коллективный ритуал «исцеления» природы. Здесь появляются растения, звук воды, ветра, зеленые технологии. Все оживает от взаимодействия. Финал — третий зал про тишину внутри. Панорамный видеорассказ на трех экранах переносит в 2040 год: это история о семье, преемственности, памяти. Очень тонко, без пафоса, но глубоко. Этот павильон работает как кино в реальном времени. Очень интеллектуально и чувственно, эмоционально, но не навязчиво. Чо Минсук снова сделал невозможное: превратил архитектуру в переживание. Выйдя, ловишь себя на мысли: как много говорит твой голос, даже когда ты молчишь.
Swiss Pavilion Manuel Herz Architects, сценография Bellprat Partner

Фото: www.expo2025.or.jp
Швейцарский павильон стал пространством радикальной простоты. Огромные прозрачные сферы, внутри которых в «живом» режиме представлены яркие сюжеты о будущем: экологичные города, чистая энергия, искусственный интеллект и технологии, которые служат человеку. Все построено из ультралегких материалов: павильон почти невесомый и полностью выполнен из перерабатываемого сырья. Вместо громких инсталляций — свет, тишина, вода. Вместо экспонатов — воздух и пространство, в котором хочется просто быть. Это не шоу, не лекция, не аттракцион. Это пауза. После шумных соседей павильон Швейцарии ощущается как глоток свежего воздуха — спокойный, чистый и очень личный.
Резюмируя, хочу сказать, что EXPO 2025 в Осаке — это не просто выставка технологий и амбиций, а тонкий разговор на языке архитектуры, света и смысла. Павильоны, от масштабных японских Signature до удивительно личных проектов стран-участниц, показывают, как можно говорить о будущем через чувства, материю и пространство. Вопреки издержкам, EXPO 2025 подарил главное: возможность соприкоснуться с причудливыми визуальными языками, на которых будущее ведет диалог с нами. Ради таких искр, меняющих профессиональное сознание, стоило выдержать все организационные бури Осаки. Конечно, я настоятельно рекомендую увидеть это своими глазами — чтобы унести в памяти собственный, уникальный отклик на полет мысли мастеров мира.
Фото на обложке: © Expo 2025.