
Ярмарка как музей мирового дизайна: Design Miami.Paris 2025 глазами Виктора Дембовского
Недавно в Париже завершилась ярмарка коллекционного дизайна Design Miami.Paris 2025 — она прошла уже в третий раз и снова собрала на одной площадке представителей индустрии со всего мира. На пять дней особняк XVIII века L’Hôtel de Maisons — знаменитый дом семьи Поццо ди Борго и бывшая резиденция Карла Лагерфельда — буквально превратился в музей мирового дизайна. О своих впечатлениях и главных открытиях по итогам Design Miami.Paris 2025 редакции Design Mate рассказал Виктор Дембовский.
Виктор Дембовский дизайнер, историк архитектуры и дизайна, автор Telegram-канала Design Atlas
Игра контрастов
На Design.Miami в Париже всегда царит особая атмосфера, ведь здесь более 25 галерей со всего мира занимают не безликие выставочные стенды в павильоне экспоцентра, а роскошные залы и даже сад особняка. Исторические комнаты с лепниной и паркетом стали идеальным фоном: порой представленные объекты перекликались с интерьерами, а порой дерзко контрастировали с ними. Уже на VIP-открытии 21 октября парижская публика и международные коллекционеры заполнили анфилады особняка, предвкушая открытие, — многие произведения галереи готовили именно к ярмарке.

Стенд Galerie Patrick Seguin. Фото: Galerie Patrick Seguin
Ярмарка сразу задала тон игрой на контрастах эпох. Многие галеристы привезли в Париж образцовые работы великих модернистов и мастеров ар-деко — закономерный шаг в год столетия легендарной Парижской выставки 1925 года. Французская Galerie Patrick Seguin, к примеру, посвятила свою экспозицию Жану Руарэ: в элегантно обставленном салоне разместились его культовые кресла Trèfle с трёхлистными спинками, волнообразный кофейный столик Ondulation 1940-х годов и другие редкие образцы эпохи 1950-х. Эти предметы как будто переносят зрителя в послевоенный Париж, демонстрируя фирменное сочетание изящества форм и инженерной изобретательности Руарэ.


Стенд Downtown François Laffanour. Фото: ivan erofeev
Не менее ценную ретроспективу предложила галерея Downtown François Laffanour, показавшая два редких изделия Жана Пруве — письменный стол Présidence и чертёжный стол 1951 года, за что экспозиция удостоилась приза «Лучшая историческая работа» на ярмарке.

Стенд Yves Macaux Gallery. Фото: Yves Macaux Gallery
Брюссельская галерея Ива Мако, дебютировавшая на Design.Miami, специализируется на венском модерне рубежа веков, от декоративной экспрессии Венских мастерских до строгой элегантности раннего модернизма. На её стенде исторические редкости, такие как часы Адольфа Лооса, убедительно доказали, почему именно Yves Macaux получил награду «Лучшая галерейная экспозиция» ярмарки.
Нью-йоркская галерея Patrick Parrish Studio впервые участвовала в парижском салоне и организовала по-настоящему музейную экспозицию, посвященную австрийскому дизайнеру и выпускнику Баухауса Карлу Аубёку. В витрине галереи — более ста пятидесяти небольших предметов: колокольчики, блюда, корзинки, книги-держатели — повседневные вещи, которые компания Werkstätte Carl Auböck выпускала как предметы высокого дизайна. Каждая вещица раскрыта как уникальный objet d’art, показывая, насколько тонка грань между утилитарным объектом и произведением искусства. Из-за небольших размеров стенда обычные посетители часто проходили мимо, но в среде профессионалов «кабинет редкостей» Патрика Пэрриша произвел фурор, напомнив, что иногда даже очень скромные предметы несут глубокие истории.
Взгляд в будущее
Однако Design Miami.Paris — это не только взгляд в прошлое, но и платформа для открытия новых имён и актуальных направлений. Галерея Friedman Benda из Нью-Йорка привезла сенсацию современного дизайна: Адам Пендлтон, известный художник-концептуалист, впервые представил здесь свою работу в жанре мебели. Его скульптурный круглый стол из белого оникса буквально парит над полом, опираясь лишь на несколько миниатюрных точек. «Эта монументальная форма едва касается земли, создавая прекрасный баланс», — комментирует директор галереи Астрид Маленгро. Стол Пендлтона был удостоен приза «Лучшая современная работа» ярмарки, обозначив новый этап в карьере одного из наиболее влиятельных художников нашего времени. Пендлтон смело перенес свои эксперименты с формой и восприятием в плоскость функционального дизайна — и преуспел настолько, что после Парижа в ноябре откроется целая выставка его дизайнерских работ в Нью-Йорке.
Стенд галереи Friedman Benda. Фото: Matthew Avignone
Кроме столика Пендлтона, Friedman Benda показала и другие работы современных авторов — например, радикальное кресло Creek Chair 02 архитектора Фриды Эскобедо, полностью оплетенное мерцающими металлическими цепочками. Эта концептуальная вещь, напоминающая об искаженном классицизме, отлично вписалась в исторические залы особняка, где отражения цепочек словно танцевали в старинных зеркалах.
За невероятно нежное сочетание хрупкости и индустриальности Creek Chair попало в число фаворитов ярмарки.
Фантастические звери и где они обитают
Помимо диалога с историей, лейтмотивом ярмарки стала неожиданная игривость. Внимательный зритель повсюду замечал «фантастических зверей», населявших классические интерьеры. Эта зооморфная тема, видимо, стала своеобразным откликом дизайнеров на сложные времена — им хотелось привнести чуть больше юмора и сказочности.

Стенд Galerie Mitterrand. Фото: Studio Shapiro
Парижская Galerie Mitterrand выделила целый зал под знаменитый «бестиарий» Клод и Франсуа-Ксавье Лаланнов — культовой пары, чьи причудливые овечки, птицы и крокодилы по-прежнему нарасхват у коллекционеров. В просторной первой гостиной особняка располагались бронзовые кресла с аллигаторами на спинках, столики с листьями-кувшинками и, конечно, фирменные овцы Лаланнов, одна из которых «убежала» в соседнее пространство галереи Carpenters. Посетителей особенно покорила лампа Pigeon (1991) работы Франсуа-Ксавье Лаланна — бронзовый голубь, у которого вместо брюшка светится матовый стеклянный шар-плафон. Этот забавный и поэтичный объект — квинтэссенция стиля Лаланнов, умеющих соединить юмор с утонченным ремеслом: «лампа, которая буквально и фигурально освещает повседневную жизнь искусством», как заметили обозреватели.


Стенд Hostler Burrows
Своеобразный «зверинец» представила и нью-йоркская галерея Hostler Burrows. Она оформила анфиладу залов как таинственный сад, где балом правили хрустальные змеи, сказочные кабаны и искрящиеся рога оленей. Шведский дизайнер Фрида Фьеллман создала эту инсталляцию специально под интерьер особняка, вдохновившись образами Версальского парка и фильмом «Мария-Антуанетта» Софии Копполы. В центре зала свисала ослепительная люстра, составленная из геометрических стеклянных «драгоценных камней» на золотых цепях, а по бокам на голубых постаментах замерли два стеклянных вепря — будто готовые ринуться вперед. Особенно привлекала внимание скульптура «Гадюка с сокровищем» (Viper with Treasure, 2025) — изогнувшаяся кольцом керамическая змея, оберегающая большой темно-зеленый стеклянный шар. Полупрозрачные зеленые тона и плавные формы придали этой вещи почти магическую притягательность.
Многие посетители надолго задерживались у этого «террариума», разглядывая игру света в стекле и керамике — безусловно, один из самых фотогеничных и обсуждаемых стендов ярмарки.


Фото: ivan erofeev
Тема животных звучала и на других площадках. Парижская галерея Daguet-Bresson привезла фантазийных сов и летучих мышей молодого скульптора Тимоте Умбера — яркие, будто папье-маше, персонажи, навеянные детскими сказками. А неподалеку, на стенде Pierre Marie Giraud, можно было встретить целый «зоопарк» из керамики: корейско-американская художница Джейн Ян Д’Хэн представила в Париже свою серию скульптурных сосудов, переосмысляющих традиционные корейские «лунные» кувшины — их округлые формы оживали, превращаясь то ли в обитателей морских глубин, то ли в инопланетных существ. Эти причудливые творения демонстрировали, как через сложные образы и тонкую работу с фактурами дизайнеры формируют современную мифологию — тренд, который критики отметили как примету этой ярмарки.
Сад как сцена: интерактивность под открытым небом
Если залы особняка поражали обилием объектов, то сад L’Hôtel de Maisons превратился в отдельный мир, где дизайн выходил за рамки витрин и вовлекал зрителя в активное взаимодействие. В этом году организаторы расширили программу Design at Large — большие инсталляции и спецпроекты расположились в саду и во дворе, приглашая посетителей к интерактиву.


Resonating Ping Pong Table, Song №1
Так, американский дизайнер Джеймс де Вулф превратил обычный пинг-понг в музыкальное представление. Его Resonating Ping Pong Table, Song №1 — это алюминиевый стол для пинг-понга со съемной сеткой, который при желании превращается в обеденный стол. Но главное — шесть алюминиевых пластин, образующих его поверхность, настроены как ноты, и каждая подача мяча рождает чистый мелодичный звук. На вернисаже сам автор приглашал гостей сразиться в пинг-понг, и каждый удар ракетки отзывался тональным «дзен-колоколом» — редкий случай, когда игровой процесс стал еще и саунд-перформансом на территории ярмарки. Де Вулф признавался, что идея пришла к нему, когда он услышал хаотичные щелчки шарика на одной из предыдущих выставок: «Меня осенило — почему бы не настроить стол, чтобы он играл?». Несколько лет экспериментов с материалами привели к роялю из алюминия, на котором всю выставку посетители «исполняли сонаты».


Инсталляция The Soul Garden. Фото: Alfredo Piola
Другой центр притяжения в саду — инсталляция The Soul Garden индийского дизайнера Викрама Гояла, представленная галереей The Future Perfect. Под сенью деревьев расположились пять крупных скульптурных животных из бронзированного металла: слон, черепаха, тигр, крокодил и змея — каждый символизирует одну из добродетелей в древнеиндийских баснях «Панчатантра». Но этот «сад душ» — не просто скульптуры: внутри каждого зверя скрыт миниатюрный барельеф с сюжетом басни, а вокруг скульптур расставлены низкие скамейки, приглашая гостей присесть рядом с животными и погрузиться в чтение притч. Трава на полянке и сами сиденья пропитаны авторскими ароматами, созданными парфюмером Сиссел Толаас. Стоит посетителю опуститься на скамью, как легкое прикосновение запускает волны тонкого аромата: каждый запах соотнесен с героем и моралью истории. Так дизайнеры вовлекают в процесс все чувства зрителя: здесь можно смотреть, трогать, нюхать и размышлять.
The Soul Garden стала, по сути, современным фабульным садом — задумчивой и медитативной противоположностью оживленной ярмарочной суете.

ATRA × Pedro Reyes. Фото: ivan erofeev, Видео: Виктор Дембовский
Сады особняка преподнесли и другие сюрпризы. Мексиканский художник Педро Рейес в сотрудничестве с галереей ATRA установил под открытым небом серию скульптурных кресел Aerial Symmetry — шесть объектов из полупрозрачного стеклопластика, своей пирамидальной геометрией вызывающие ассоциации и с гравитацией, и с духовными практиками. Эти фантастические «троны» мерцали на солнце, приглашая зрителей присесть и словно ощутить себя на вершине пирамиды.


Lefebvre & Fils. Фото: Louis & Lucas Lefebvre, Feipel Bechameil
Французская галерея Lefebvre & Fils «посадила» в саду 2,8-метровое фантазийное дерево L’Immortelle — сияющий серебристый ствол-цветок, отлитый из алюминия. Ранее этот арт-объект побывал в экспозициях европейских музеев, а теперь впервые выставлен на продажу на ярмарке — знаковое событие в карьере дизайнерского дуэта Фейпель и Бешамей. Также по периметру двора на монументальной пергале тянулись причудливые «лианы» из льняных нитей — инсталляция художницы Од Франжу, чьи ярко-желтые и красные «щупальца» оплетали и центральный балкон особняка. Эта текстильная фантазия, организованная галереей Maison Parisienne, создала поэтичный диалог между современным искусством и ажурной ковкой исторического здания.

Инсталляция Од Франжу
По итогам Design Miami/Paris 2025 стало ясно: парижская ярмарка окончательно оформилась как самостоятельная сцена в мире дизайна, со своим голосом и атмосферой, отличными от других проектов. Проходившая параллельно с крупнейшей художественной ярмаркой Art Basel Paris, она не затерялась, а, напротив, привлекла в этом году еще больше внимания ценителей со всего мира. В исторических залах и саду особняка развернулось своего рода «тотальное шоу» коллекционного дизайна, яркое и запоминающееся. После насыщенных дней выставки, пролетевших очень быстро, осталось ощущение праздника, который не смогли испортить ни дождь, ни холод этого октября.
Фото на обложке: Ivan Erofeev, Design Miami.Paris.





