Зарубежный опыт: дизайнеры о стажировках и учебе за границей
Дизайн-образование за границей можно получать по-разному, например, поступить в бакалавриат, записаться на краткосрочную летнюю программу или поехать на стажировку по учебе. Мы поговорили с дизайнерами, которые попробовали все, и расспросили их о том, чему они научились.
Бакалавриат
Екатерина Семенова дизайнер, основатель собственной студии дизайна, 4 года училась в Эйндховенской академии дизайна
Я изучала менеджмент в Санкт-Петербургском политехническом университете, но поскольку мне всегда был интересен дизайн, я решила выучиться еще и по этой специальности. В России на тот момент (дело было в 2011 году) хорошего дизайн-образования, мне казалось, нет, и я подумала поступить на бакалавриат за границу: выбирала между Финляндией и Голландией. Эйндховенская академия дизайна привлекала меня тем, что там нет прямого разделения – дизайн интерьеров, предметный дизайн, графический дизайн. Я как раз не знала точно, чем хочу заниматься, поэтому это оказалось очень кстати.
Главное в Эйндховенской академии дизайна – эксперименты. Для студентов здесь нет никаких ограничений.
Первый год мы учились творчеству в целом. Тем же урокам по Photoshop в Эйндховенской академии дизайна уделяется куда меньше времени, чем, например, театральному искусству или рисованию. Все направлено на познание себя и раскрытие творческого потенциала – первым делом нужно понять, кто ты и почему хочешь заниматься дизайном. Задания преподаватели тоже давали довольно абстрактные – нет никаких рамок и каждый волен выбирать свою трактовку и способ исполнения. Например, у нас было такое задание: проанализировать свое хобби и придумать что-то вдохновленное этим увлечением. Я тогда много путешествовала и очень любила фотографировать закаты и восходы. На основе этих фотографий, изучив специфику цвета, его изменение, я придумала лампу для комфортных пробуждений. Использовать можно было любое увлечение – даже любовь к пиву.
На втором курсе нужно выбрать специализацию, но и здесь нет классического разделения на специальности и факультеты.
Вместо этого – восемь отделений: человек и деятельность, человек и коммуникация, человек и индивидуальность, человек и свободное время, человек и образ жизни и так далее. Все идет от человека, и не важно предметным дизайном ты занимаешься или дизайном интерьера. Параллельно мы работали с разными компаниями. Часто это были конкретные задания, по которым нужно было готовить свой проект, но иногда это было чистое творчество. Я помню коллаборацию с местной тюрьмой. Нам просто сказали, что можно придумать все, что угодно, так или иначе относящееся к специфике тюрьмы. Я тогда исследовала тему татуировок. Вообще, каждый проект предваряло исследование, потому что идея всегда первична. Ты не можешь сделать просто стул – нужно очень четко понимать, зачем.
Я не училась дизайну в России, и мне сложно сравнивать. Но если говорить о моей учебе в политехе, в Эйндховене, конечно, у нас было гораздо больше практических заданий. На базе академии работают множество мастерских, и уже в процессе обучения ты можешь попробовать себя в чем угодно. Единственное, чего мне не доставало, это одобрения преподавателя. В Голландии не принято хвалить студентов, и чем лучше работа, тем больше критики она будет вызывать – значит преподаватель видит в ней потенциал и хочет помочь довести до совершенства. Стимулировать через критику, может быть, и продуктивно, но такой подход точно не для всех. Кому-то, напротив, нужна похвала.
Арсений Леонович со-основатель и главный архитектор бюро Panacom, 4 года учился в Делфтском техническом университете в Нидерландах
Это была студенческая авантюра. В то время я учился в МАРХИ в «Мастерской экспериментального учебного проектирования». Наши преподаватели, Евгений Асс и Валентин Раннев, каждый год вывозили группы студентов на архитектурные экскурсии в Европу. Это была часть образовательного процесса. После такой обзорной поездки я просто должен был поехать учиться за рубеж, и выбрал старейший Делфтский технический университет в Нидерландах.
В то время (около 20 лет назад) разница между европейским и российским классическим подходами была колоссальна. Но в «Мастерской экспериментального учебного проектирования» МАРХИ, где я учился, программа обучения заметно отличалась от классической школы, поэтому для меня разница была не столь яркой. В студентах Делфтского университета с первого курса культивировались самостоятельность, разумный практический подход к каждому архитектурному проекту.
Обучение проходило через диалоги с профессорами, никто не навязывал собственную точку зрения – преподаватели открывали разные варианты, но выбор всегда оставался за студентом.
Нас учили осмысленно относиться к архитектуре, функциональности объектов и глубокому всестороннему анализу на предпроектной стадии. Впрочем, все это было очень близко к методике преподавания Асса и Раннева.
Из отличий европейского образования я бы также отметил более пластичный подход к выбору программ: студенты могут самостоятельно менять направление обучения или варьировать количество часов того или иного предмета. Эта лояльность по отношению к выбору студентов еще раз подчеркивает тот высокий уровень свободы и личной ответственности, который царит в европейских вузах.
Летние интенсивы
Александра Разина и Татьяна Леонтьева ведущие архитекторы бюро Blank Architects, учились в Parsons School of Art and Design и Pratt Institute в Нью-Йорке
Татьяна Леонтьева: Наше обучение в Нью-Йорке стало возможным благодаря Blank Architects: бюро, в которым мы работаем. По инициативе партнеров-основателей, 2018 год в офисе был провозглашен годом обучения, и в рамках данной инициативы архитекторы бюро могли предложить зарубежные обучающие программы, в которых им хотелось бы принять участие. Чтобы получить новые полезные для меня знания, и при этом эффективно совмещать работу и обучение, я выбирала среди летних интенсивов в сфере интерьерного дизайна продолжительностью не более месяца. Летние курсы, как правило, самые короткие, и это возможность в сжатые сроки вынести принципиальные основы.
Parsons School of Art and Design в Нью-Йорке.
После тщательного изучения предложений и отзывов, круг выбора сузился до двух школ: Parsons School of Art and Design и Pratt Institute в Нью-Йорке и Saint Martins в Лондоне. Решающим при выборе стал тот фактор, что, помимо самого курса, нам было важно попасть в абсолютно новую обстановку, где процесс обучения активизируется еще за счет фактора тотального погружения в неизведанный контекст. Почти как у детей в раннем возрасте, чей пик развития приходится именно на путешествия: в такие моменты они наиболее открыты к приему информации, которая поступает со всех сторон. Так как никто из нас до этого не был в Нью-Йорке, мы решили, что это самая удачная площадка для прогрессивных идей и свободы творчества.
При выборе школы нам также очень помогли отзывы в интернете, информация о преподавателях и рейтинг школ в архитектурной среде.
В итоге каждая из нас выбрала программу в одной из упомянутых школ Нью-Йорка. Программы, схожие по названию и описанию, были выбраны намеренно: одной из целей нашего обучения было сравнение двух подходов.
Александра Разина: В системе зарубежного образования нет методичек. Это, наверное, первое, что удивило меня. Самое ценное в пройденном курсе, на мой взгляд, – определенная неизвестность того, на какой конкретно проект ты попадаешь, какие тема и метод обучения будут предложены тебе. Но зато в этой лотерее ты получаешь очень индивидуальный, почти уникальный опыт. В западном образовании есть уровень, направленность и история школы, но нет рамок выработанной годами системы, строгой программы и закрепленного за ней преподавателя-«мастера». Цель курса – не штамповать из года в год как можно больше одинаковых качественных студенческих проектов с безупречной подачей или безошибочным решением одной и той же проблемы, а помочь найти и сформировать личный креативный метод каждого студента через актуальные примеры и потенциальные проекты города. В процессе обучения много времени уделяется посещению, изучению и критике не только признанных эталонных объектов и мероприятий в дизайне, но и происходящих именно здесь и сейчас временных событий, к примеру, выставок.
Татьяна Леонтьева: В ходе обучения лично я узнала, что в такой сфере, как дизайн, не бывает одного правильного подхода. Существует ряд понятий, которые помогают анализировать и понимать дизайн. Я говорю не только об эстетическом восприятии, но и некоторых объективных характеристиках, способных объяснить, почему один дизайн считается удачным, а другой - нет. Критериями оценки качества дизайна могут быть умная планировка, эргономика помещения, приятная колористическая схема, созданная по правилам цветового круга, и многие другие. Кроме того, данные приемы может освоить не только архитектор, но и любой интересующийся сферой человек.
Pratt Institute в Нью-Йорке.
Однако для создания особенного интерьера правильного рецепта не существует. Нельзя просто применить все вышеперечисленные приемы и быть уверенным в успехе проекта. Как в современном искусстве: если автору удалось донести до зрителя идею или затронуть его эмоции – значит, затея удалась. Прикосновение и способность вызвать эмоции через интерьер, применив свой индивидуальный подход - вот особенность и талант хорошего дизайнера. Для раскрытия этого таланта нужно найти личные приемы, способные лечь в основу собственного стиля художника.
Российским вузам стоит позаимствовать, в первую очередь, прием тотальной свободы в суждениях и идеях для студентов.
Татьяна Леонтьева: Приведу пример: большую часть нашего обучения занимало обсуждение рекомендованных для ознакомления книг, статей и фильмов о дизайне и архитектуре. Зачастую это были труды, в основу которых легли очень размытые рассуждения, поскольку основной целью автора являлся не сформулированный тезис, а рассуждение о нем. Разница в восприятии одних и тех же мыслей у студентов была просто феноменальной: каждый интерпретировал одно и то же высказывание по-своему, и каждая из догадок имела свою логику. Таким образом, профессоры стимулировали развитие индивидуального мышления студентов и навык обоснования своих собственных суждений.
Александра Разина: Может показаться, что творческое образование в Нью-Йорке – это бесконечная матрица идей, в которой студенту может быть легко потеряться, но на самом деле процесс обучения очень хорошо структурирован, и школа в лице преподавателей четко знает, к чему ведет студентов, создает идеальную «рамку» для общего результата группы и частных достижений. Хороший и вроде бы очевидный прием, про который почему-то часто забывают в наших вузах – с самого первого занятия точно обозначить и донести глобальную цель проекта (для студента конкретно и для курса в целом), а также определить место и формат финальной презентации. А дальше – свобода, так как ты понимаешь – важно то, к чему ты идешь, а не как. Свободный путь к обозначенной цели при этом сопровождается постоянными маячками, которые продуманно расставлены программой на всем творческом пути архитектора. Они направляют, вдохновляют и служат ориентирами: так, мой финальный интерьерный проект был вдохновлен и придуман благодаря первому художественному упражнению в школе и одной из экскурсий. То есть, буквально каждый день обучения дает студенту мотивацию к поиску своего пути и достижению конечной цели.
Стажировки
Майк Шилов дизайнер интерьеров, стажировался в Японии и Великобритании
В моем случае стажировки за границу были частью образовательной программы в Международной Школе Дизайна. Помимо основного курса там можно выбрать спецкурсы – в зависимости от того, что тебе интересно. Стажировка – это фактически и есть такой спецкурс. Например, моя стажировка в Японию называлась «Дизайн торговой обстановки», и мы изучали дизайн применительно к общественным пространствам: отелям, магазинам и ресторанам. Курс читал Юкио Хашимото – несколько лет спустя он построит в Москве ресторан «Недальний Восток». Кроме того, я ездил на стажировку в Великобританию – это курс под патронажем партнеров школы, WK School of Art & Design. В Лондоне программа курса была построена таким образом, чтобы мы учились архитектуре на примерах проектов живых классиков вроде Филиппа Старка и Джона Поусона. Вместе со специалистами мы ходили по знаковым с точки зрения дизайна и архитектуры местам, и нам подробно объясняли, почему все сделано именно так, а не иначе. Мы изучали особенности дизайна применительно к реалиям той или иной страны, поэтому обе стажировки – и в Японию, и в Великобританию – были очень интересными и разными.
Хороший дизайнер априори обладает широким кругозором, и зарубежные стажировки очень полезны как раз для развития кругозора. Буквально вчера я говорил с поставщиком о том, почему так часто дизайнер выбирает одно, а клиент – другое. Секрет прост: каждый исходит из своего опыта. Клиент может, исходя из своего опыта, хвалить какую-то картинку, не вникая в суть, – он не обязан хорошо в этом разбираться. Задача дизайнера, как профессионала, рассказать ему о других вариантах, показать возможности дизайна во всей полноте и предостеречь от ошибок. Понятно, что стажировка за границу – вещь, которую не каждый может себе позволить, но образование сейчас, как мне кажется, это в большей степени вопрос любопытства и желания, нежели денег. Есть множество возможностей получать дополнительное образование он-лайн – например, в Международной школе дизайна регулярно проводятся вебинары с именитыми дизайнерами и топ-специалистами, которые стоят всего несколько тысяч рублей.
Алла Шумейко дизайнер, декоратор, стажировалась в Голландии и Бельгии
Мои стажировки начались с моего страстного желания узнать, как у них там. На счастье, я тогда проходила курс повышения квалификации в школе дизайна «Детали». Именно школа предоставила мне возможность стажировки за границей, что в то время было непросто. Сейчас все гораздо легче: мир стал более открытым, и в интернете можно найти все, что угодно. У меня были две стажировки: в Голландию и Бельгию, и они были незабываемые. Голландия – это для меня столица дизайна и именно голландский дизайн ближе мне всего по духу. Во время стажировки у меня была возможность поучиться у настоящих профессионалов своего дела. Марсель Вольтеринк, Пит Бун, Аксель Вервордт, Пит Удольф – все эти имена до сих пор оказывают на меня огромное влияние.
За время своих стажировок я хорошо усвоила главное правило: очень важен нестандартный подход, надо не бояться думать смело и делать по-своему, не оглядываясь ни на кого вокруг. Конечно, хорошо научиться всему до того, как начнешь работать, но жизнь устроена сложнее, и все идет, как идет. И воплощая очередной проект, понимаешь, что тебе еще учиться и учиться. Стажировки – это отличный формат обучения.