«Не все изменения будут во благо» — дизайнеры о том, каким будет дизайн будущего
Дизайн постоянно меняется. Это происходит не только с развитием технологий, но и под влиянием различных экономических, социальных и культурных факторов, причем еще десять лет назад никому в голову не могло прийти, как сильны будут эти перемены. С участниками дискуссии «Дизайн» Открытого лектория «Культура 2.0» — специального проекта VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума — мы поговорили о том, что сейчас особенно сильно влияет на дизайн и каким будет дизайн будущего. Послушать спикеров из Китая, Израиля, Великобритании, и Португалии можно 14 ноября, сам Форум продлится три дня — с 14 по 16 ноября.
Уайси Чэнь, основатель и арт-директор студии дизайна hoo, лауреат премии Perspective 40Under40 2016 года за достижения в области дизайна интерьеров.
Я думаю, что самое большое влияние на дизайн оказывает жизнь. То, что вы едите, как вы одеваетесь, где вы путешествуете, какие фильмы вы смотрите — все это может послужить источником вдохновения. Лично я люблю черпать идеи из мира моды: учитываю сочетания разных материалов, цветов, форм и пропорций. Большую роль также продолжают играть технологии и культурные события, в особенности социальные сети. Отличные идеи и различные ссылки на материалы можно найти в Instagram, Facebook или Pinterest. Я думаю, что в будущем будет появляться все большее и большее количество людей с уникальным представлением о дизайне, и это связано с популярностью социальных сетей и тем, как легко теперь быть замеченным.
Интерьеры, реализованные студией hoo
Михаль Эйтан, старший преподаватель магистерской программы по дизайну в Академии искусств «Бецалель», наставник множества стартапов и выступает в качестве консультанта различных акселераторов. В настоящий момент специализируется на проектировании и преобразовании системы здравоохранения.
Перемены, и что еще более важно – скорость этих перемен в наше время – представляют наиболее выдающиеся возможности для всей отрасли дизайна.
Дизайнеры находятся на передовой поиска решения самых злободневных проблем: спроектировать водоочистные сооружения для районов с загрязненной водой, создать новые материалы или разработать инновационное медицинское оборудование, которое может улучшить качество жизни тысяч пациентов.
Сегодня мы находимся в ситуации грандиозных изменений во всех областях нашей жизни, и они происходят так быстро, что для их осмысления и поиска соответствующих решений нам требуются новые инструменты и новая концептуальная схема. Если охота и собирательство доминировали на протяжении нескольких миллионов лет, век сельского хозяйства продлился тысячу лет, промышленный век – несколько сотен лет, то информационный век, наступление которого мы наблюдаем сейчас, наступает с беспрецедентной скоростью, и всего через несколько десятилетий изменения станут настолько всеобъемлющими, что нынешняя эра подойдет к концу, и начнется какая-то новая.
Сфера дизайна является катализатором перемен.
Каждый дизайн-проект что-то меняет в существующих процессах – в этом состоит суть самой дисциплины. Методология дизайна позволяет нам обрабатывать огромные объемы информации, соединять между собой разные точки и по максимуму использовать возможности, которые открывает перед нами каждая ситуация. Я считаю, что дизайнер постепенно превращается из создателя в куратора, переводчика и фасилитатора. Самая большая революция происходит на самом высоком уровне – когда дизайнер стремится понять целое в более широком контексте, понять, установить и перевести с языка на язык взаимосвязи и контексты всей системы.
В последнее время я изучаю воздействие дизайна на изменения в системе здравоохранения – основные тенденции, такие как рост продолжительности жизни, значительный рост хронических заболеваний, различные социальные изменения в контексте серьезных технологических перемен, которые оказывают значительное влияние на всю систему в целом. Эти изменения приводят к необходимости переосмысления всей системы существования, с которой люди сталкиваются в течение жизни. Эта система требует быстрого и инклюзивного мышления, направленного на удовлетворение наиболее критически важных потребностей. В частности, все более часто будет встречаться практика «стационара на дому», и это значительно изменит то представление о системе здравоохранения, которое складывается у нас в настоящее время. Дизайн имеет все необходимое для того, чтобы сыграть выдающуюся роль в период активных перемен, и именно в этом направлении, по моему мнению, индустрия дизайна сейчас и движется.
Бен Каллен Вилльямс, художник. Среди его работ – инсталляции, скульптуры, фотографии и фильмы, рассказывающие о феноменологических элементах окружающего нас мира: света, пространства, материала и формы. В рамках совместных проектов сотрудничал с модельером Ёдзи Ямамото, хореографом Уэйном МакГрегором и музыкантом Джорджем Фитцджеральдом.
Технологии оказывают положительное и отрицательное влияние на искусство и дизайн. Например, интернет создал среду, в которой легко общаться и делиться информацией; в результате проекты развиваются быстрее, возникают возможности для сотрудничества между разными областями знания. Интернет также явился самым главным проводником нынешнего состояния информационной среды – бесконечного пестрого коллажа информации. Такая структура интернета не помогает дизайну, потому что все общение теперь строится вокруг простых, легко определяемых тропов, выходящих в «тренд» благодаря «лайкам»; мы утратили практику создания сложного рабочего пространства. Но все эти изменения в будущем пойдут нам во благо. Проблема данной монокультуры состоит в том, что в процесс дизайна предстоит ввести новые технологии, такие как искусственный интеллект.
Один из проектов Бена Каллена Вилльямса
ИИ не имеет тех скрытых предпочтений, которые имеются у нас.
В частности, люди привыкли считать красивыми только определенный класс вещей. Интернет подтверждает эту конструкцию и создается эффект эха, за пределы которого сложно выйти. Искусственный интеллект, в свою очередь, выходит за пределы этого пространства, нарушает статус кво и приводит к неожиданным результатам. Однако, именно в этом и состоит роль художника – бросать вызов новым технологиям, которые порождаются современным обществом.
Сюзана Суареш, дизайнер, исследователь, лектор, старший преподаватель Лондонского Университета Саут Бэнк. Ее проекты исследуют симбиоз отношений с другими живыми существами, а также она занимается технологическими проектами пост-природного этапа развития общества.
В настоящее время дизайн в равной степени определяется экологическими проблемами, новыми технологиями, научными исследованиями и экономикой, а также социальными и культурными факторами, поскольку он в целом отражает нынешнее состояние искусства.
Тем не менее, изменения — единственная константа в нашем постоянно меняющемся мире. Неопределенность, неизвестность и трансформация — это ключевые слова, которые описывают положение экологических, политических, социальных и экономических структур. И чем быстрее происходят эти изменения, тем большее влияние они оказывают.
Именно дизайн должен помочь нам справиться и с переменами, и с неизвестностью, в целом. Как? С помощью прогнозирования сценариев будущего развития, путем обсуждения проблемных тем и сложных вопросов, в диалоге и сотрудничестве со смежными дисциплинами, в связке с социумом.
Дизайн — креативная дисциплина, но он и сам сталкивается с моментом мимолетности — особенно теперь, когда мы только и говорим о том, что такое «устойчивое проектирование». Или когда мы размышляем, как влияет на процесс создания продукта искусственный интеллект, или какова роль дизайна с точки зрения социологии и экологии. Задумываясь о сценариях будущего развития, мы должны осознавать всю сложность этой задачи, оценивать риски и прогнозировать будущие перемены.
Благодарим за помощь в подготовке материала VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум.