Образы прошлого в новом прочтении: Буляш Тодаева о выставке In Circulation
Музей прикладного искусства в Будапеште ежегодно организует проект In Circulation: приглашенные дизайнеры и художники выбирают экспонат из собрания музея и создают новые объекты в актуальном прочтении. В этом году в нем принимает участие дизайнер Буляш Тодаева – с марта по июнь ее работы можно будет увидеть на одноименной выставке в венгерской столице. В авторской колонке Буляш поделилась своими впечатлениями от проекта, процессом создания дизайн-объектов и ожиданиями от предстоящей экспозиции.
Буляш Тодаевапромышленный дизайнер, инженер в области устойчивого развития, преподаватель БВШД, основатель лаборатории Zerowaste lab
Я всегда интересовалась процессом создания тех или иных предметов и историей дизайна в целом. Коллекция объектов, которую я разработала для проекта, вдохновлена венгерским дизайном – само название In Circulation возвращает к образам прошлого, но уже с учетом изменений, которые произошли в обществе в 70-х и 80-х годах. Предметы затрагивают тему переработки пластика, возвращения отходов в цикл производства, а также выстраивания отношений между новыми поколениями России и Венгрии.
Музей прикладного искусства в Будапеште – это собрание уникальных объектов, которые демонстрируют разные этапы развития искусства и культуры Европы. Для меня сам процесс выбора предметов из собрания музея стал интересным погружением в неизвестную тему.
Моими объектами исследования стали сумка конца 60-х годов, которая производилась на одном из заводов в Венгрии вплоть до начала 70-х, и «Кентавр» – серия предметов венгерского дизайнера и художника Иштвана Силваши.
Объекты для исследования
Сумка конца 60-х годов
Серия предметов «Кентавр»
Совместно с кураторами проекта мы нашли информацию о том, что красная сумка была снята с производства из-за быстро портящихся материалов и конструкции. Я увидела связь с настоящим временем: дизайн и производство одноразовых вещей в индустрии моды стало проблемой, а fast fashion – одним из главных источников загрязнения окружающей среды и отраслью, в которой присутствует много неэтичных практик. Мне всегда хотелось исследовать тему моды – что она значит в глобальной культуре и как может развиваться без тех проблем, которые есть в индустрии сейчас.
Мой процесс проектирования всегда начинается с теоретических и практических исследований. Собрав много визуальной информации о том, как менялись сумки, я увидела, что похожая форма была у рыбацких ящиков в СССР, сумок полицейских в Англии и сумок почтальонов в Германии. Дамские сумки, произведенные из твердых материалов с 60-х годов до сегодняшнего дня, попадались не так часто и выглядели не очень функционально. А когда я начала изучать проект Иштвана Силваши, мне не удалось найти много аналогов этим объектам, потому что они больше похожи на скульптуры или арт-объекты, чем на мебель. В них очень силен образ и концепция, которая воздействует на зрителя.
Венгерский дизайнер Иштван Силваши
Мода не была приоритетом в CCCР, и у дизайнеров было мало свободы. С распадом Советского Союза ситуация не изменилась – авторы стали гнаться за мировыми брендами, а для россиян, вступающих в мир массовой поп-культуры, иностранное всегда казалось лучше, чем произведенное в России. Философия моды как культурного феномена и переосмысление ее ценности для выстраивания новых отношений между Россией и Венгрией стали важной частью проекта, особенно когда в процессе проектирования я узнала больше подробностей о том, какие социокультурные отношения были между странами на момент создания предметов.
Фото: Ivan Zema
Сохранить простоту конструкции и формы красной сумки, но при этом детализировать объект, чтобы он стал актуальным для использования в наши дни, стало моей основной целью.
Выбирая материалы и технологию производства, я опиралась на принципы устойчивого проектирования, поэтому предметы созданы с помощью переработки пластиковых отходов, а также энергоэффективных способов производства. В нашей лаборатории по созданию устойчивых продуктов для бизнеса Zerowaste lab мы собираем отходы от 3D-печати, которые образуются в процессе производства. PLA-пластик часто воспринимают как биоразлагаемый полимер, который может просто раствориться в воде или разложиться в почве, но это не так. Да, он сделан из сахарного тростника, но разлагается только в лабораториях или особых условиях для компостирования. В окружающей среде – в воде или на земле – он ведет себя как обычный пластик. И в России нам нужно перерабатывать и такие типы материалов, наряду с распространенными видами пластика.
Фото: Ivan Zema
Процесс трансформации отходов в новые материалы и предметы может предотвратить образование отходов, но для этого нужно создать систему, которая могла бы сделать эту практику возможной. Благодаря современной медиаповестке и культу успеха и статуса сложно убедить потребителей и бизнес снижать использование первичных ресурсов и отказаться от ряда вещей, которыми все мы пользуемся каждый день. Но активизм помогает распространить важную информацию, поэтому мне захотелось использовать популярный лозунг SYSTEM CHANGE, NOT CLIMATE CHANGE – это плакат, ставший частью предмета и заменивший логотипы брендов, которые обычно размещают на стропах.
Фото: Ivan Zema
Серия предметов Иштвана Силваши была создана в 1985 году из пластика и дерева. Команда музея нашла архивные записи и выяснила, что художник много работал со стилизованными предметами и разрабатывал игрушки для детей, оформлял интерьеры и использовал DIY-способы создания предметов. Я сразу поняла, что это сильная художественная концепция, с сатирой и сарказмом отражающая индустрию и массовую культуры с помощью мифического персонажа с принтом в виде пятен коровы. Куратор выставки, д-р Юдит Хорват, начала искать данные об авторе, но наткнулась на самого художника, который смог рассказать все от первого лица.
Оказалось, что Иштван даже приезжал в СССР на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1985 году и представил там инсталляцию в виде героев фольклора.
Инсталляция Иштвана Силваши на Всемирном фестивале молодежи и студентов, 1985 год
Я увидела эту инсталляцию уже после того как завершила этап производства, и было забавно обнаружить совпадение с градусами скруглений в деталях моих сумок. Это можно увидеть на скриншоте из нашей переписки.
Детали сумок Буляш Тодаевой
Позже он прислал еще несколько фотографий, которые повергли нас в кураторами в шок. В те же года он спроектировал конструктор для детей и создал сумку для их хранения, похожую на красную сумку, которая никак не была связана с ним ранее.
Конструктор для детей и сумка для хранения по дизайну Иштвана Силваши
Сейчас Иштван живет в США и известен под псевдонимом Pali X-mano – дизайнер строит инсталляции для Burning Man, создает головные уборы в виде скульптур и пишет картины. Теперь мы переписываемся, а во время съемок документального фильма про выставку мы созвонились и устроили друг другу онлайн-экскурсии по своим мастерским.
Объекты Буляш Тодаевой на презентации в рамках выставки «История российского дизайна. Избранное». Фото: Полина Капица
За последние десятки лет дизайн трансформировался в многогранный инструмент и стал огромной индустрией. Если в конце прошлого века и в начале 2000-х все гнались за первенство в экономике, используя дизайн как конкурентное преимущество, то сейчас нам следует использовать его для работы с актуальными проблемами. Я хочу рассказать историю, которая, возможно, вдохновит посетителей. Хочу, чтобы выставка показала, что дизайн – это потрясающая сила, которая связывает разные смыслы, темы и образы и помогает нам жить более устойчиво.
Проект In Circulation организован Музеем прикладного искусства в Будапеште, Институтом Листа – Венгерским культурным центром в Москве при посольстве Венгрии в России совместно с Московским музеем дизайна.
Фото на обложке: Ivan Zema.