Алиса Минкина о том, что останавливает молодых дизайнеров развиваться в профессии и как это можно исправить
За последние 10 лет предметы Алисы Минкиной получили не один десяток престижных премий, от Salone Satellite и A' Design Award до European Product Design Award. Во многом именно участие в дизайн-конкурсах позволило ей представить свои работы на ведущих международных выставках. Сегодня Алиса преподает в Британке и передает свой внушительный опыт молодому поколению дизайнеров.
На любую выставку можно попасть только с качественным продуктом, интересным и нестандартным решением.Алиса Минкина дизайнер
Начало пути в профессии
Думаю, на начальном этапе сложности у всех дизайнеров одинаковые: непонимание того, что и как правильно нужно делать, куда идти, как грамотно заключать договоры и определять стоимость своего продукта. На мой взгляд, самое трудное для начинающего автора — это определить свою нишу и понять, как в ней лучше всего развиваться. Решение? Нужно ставить себе конкретные задачи, пробовать много всего и тестировать различные гипотезы. Это позволит понять, что откликается аудитории, готова ли она к взаимодействию или ей хочется видеть другой продукт. И, конечно, еще одна ключевая сложность связана с узнаваемостью: когда ты молодой и неопытный дизайнер, тебе никто не доверяет; не знает, на что ты способен и насколько качественен твой продукт.
Вазы из шамота Mori U
Опыт участия в дизайн-выставках
В целом стоимость участия в выставке всегда зависит от страны. Лично у меня, наверное, получился один из самых прекрасных опытов, который только можно представить. Изначально я ничего не искала сама, не пыталась пробиться: во всех выставках я участвовала по приглашению или после выигрыша в конкурсе, а значит, организаторы покрывали всю стоимость. Нужно понимать, что на любую выставку можно попасть только с качественным продуктом, интересным и нестандартным решением. В России это любят называть УТП — то, чем можно завлечь покупателя.
Светильник Apio — проект Алисы Минкиной
На мой взгляд, требования организаторов к дизайнерам объяснимы и справедливы — как и стоимость, особенно по сравнению с тем, сколько платят за участие в выставках большие бренды. Требования достаточно базовые: нужно интересно презентовать свой продукт при помощи малых декоративных элементов. Даже мебель можно показать просто на белом фоне, если сделать красивую визуализацию стенда. Других жестких ограничений нет, но это не относится к крупным компаниям, которые участвуют на коммерческой основе. Можно выделить отличия в форме участия в зависимости от страны и самой выставки, ее регламента. Часто организаторы выделяют определенную зону для молодых авторов, где можно представить один или несколько продуктов. Иногда дизайнерам предоставляют свое пространство — полноценный стенд, на котором можно показать целую коллекцию мебели. Безусловно, главное требование к участникам — качество продукта. Это должен быть законченный презентационный объект, который сейчас еще массово не производится.
Иногда где-то можно показать прототип или идею, но все-таки сейчас большое внимание уделяется именно законченному виду изделия.
Конечно, иногда сумма кажется неподъемной, но, например, коллеги из Испании и Португалии делились, что они часто ищут гранты, программы поддержки и спонсоров для участия в выставке. Надеюсь, что такая практика скоро будет распространена и у нас, а у молодых дизайнеров появится больше возможностей показать свой продукт.
Модульная подушка Mauriz — проект Алисы Минкиной
Участие в выставках дает колоссальный опыт и понимание, кто, что и как делает в мире. Одно дело — смотреть на это на картинке, и совсем другое — общаться с коллегами вживую, видеть их открытость, желание делиться опытом и наработками. Выставка — это прежде всего канал продвижения, рекламы и продаж. Это возможность собрать полезные контакты и получить отклик на свой продукт не только от тех, кто им восторгается, но и кто может дать конструктивную критику.
Возможности развития молодых дизайнеров
Молодым дизайнерам прежде всего нужно понять, чем именно они хотят заниматься, а дальше задействовать все возможные ресурсы, которые предоставляет локальная индустрия, — выставки, статьи, участие в исследованиях, хакатоны.
Тем больше знаешь про свою индустрию, тем проще находить взаимодействия и векторы, в которых можно развиваться.
Мой главный совет начинающим авторам — идти к своей цели несмотря ни на что и никого не слушать. Чем безумнее идея и планы, тем чаще люди хотят отговорить от них. И, конечно, нужно иметь огромную жажду знаний. Тем больше человек знает в своей сфере, тем проще ему находить опыт и проекты.
Стул для кормления Ecolux — проект Алисы Минкиной
А вот глобально, мне кажется, нужно больше рассказывать о возможностях для молодых дизайнеров. Индустрия достаточно активная, существует много событий и путей развития: можно работать самому или с кем-то, делать свой бренд, открывать производство или дизайн-бюро. По моему опыту могу сказать, что зачастую дизайнеру просто не хватает понимания, в каком направлении двигаться. Например, если хочется заниматься коллекционным дизайном, то кому можно написать или отправить свои продукты? Если это массовый продукт, то с кем и каким образом можно посотрудничать?
Развитая индустрия — это всегда про коммуникацию и взаимодействие. Чем больше будет межотраслевых взаимодействий, тем индустрия активнее, тем больше людей захочет получать профильное образование. На мой взгляд, идеальное состояние дизайн-сферы — это когда не приходится объяснять людям, кто такой промышленный или предметный дизайнер. Хочется, чтобы все понимали суть профессии, как в случае с fashion-сферой.