Фестиваль уличного искусства:
инструкция по применению
О том, кто, как и зачем создает стрит-арт фестиваль «Стенограффия» - устами его организатора Ани Клец.
Уличное искусство развито в нашей стране неравномерно. В Екатеринбурге стрит-арт - настоящий мейнстрим, универсальный язык общения людей, институтов, социальных групп. Горожане уже стали референтной группой, по-хорошему требовательной, взыскательной, подготовленной, многое видевшей. Здесь стрит-арт не «перерисовывает» город, а присутствует в нем весьма деликатно, как бы «вырастая» из самого города. В Москве и Санкт-Петербурге уличное искусство где-то «по краям»: оно живет в креативных кластерах с их очень продвинутой, очень подготовленной публикой, либо на каких-то участках городского пространства. Сами города слишком велики, слишком огромны, поэтому такое искусство далеко не всегда замечают. Очень интенсивно развивается уличное искусство в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Хорошие тенденции в Волгограде, Саратове, Омске. Есть интересные авторы в Перми, Новосибирске. Не исключено, что эта картина очень неполная, но это потому, что практически нет площадок, которые «генерят» информацию об уличном искусстве по всей стране. Скорее всего, объективная картина куда интереснее.
Как начиналась «Стенограффия»
В 2010 году Евгений Фатеев заварил всю эту кашу - он собрал и вдохновил команду, которая ради интереса решила провести фестиваль уличного искусства, потому что это круто, потому что это делает мир лучше и ярче. Лозунг фестиваля: “Да будет цвет!” - с ним мы выходим к людям. Команда состояла из Кости Рахманова, который сейчас является директором фестиваля, Андрея Колоколова – нашего арт-директора, Димы Чабанова, который сейчас является исполнительным директором, и других ребят, которые в свое время много сил вложили в фестиваль, сделали первую «Стенограффию», даже не подозревая, что она развернется до текущих масштабов. Я присоединилась к ним в 2011 году, и сейчас мне уже сложно представить себя без этого проекта.
Первые 5 лет фестиваль «жил» в Екатеринбурге. Благодаря ему было создано агентство «Streetart», у которого появилась своя история развития в графическом дизайне и рекламе. На свой шестой год, благодаря партнерству с программой социальных инвестиций Родные города от Газпромнефть, «Стенограффия» вышла на новые территории. Сложилась тенденция: к нам обращаются люди из разных городов, в которых мы еще не бывали, но они тоже хотят делать «Стенограффию». Это интересное явление, мы сами пока не знаем какие высоты возьмет фестиваль, например, через 3 года.
За все это время мы поработали с сотнями художников не только с России. К проекту присоединяются страны СНГ, а еще каждый год мы стараемся привозить «стрит-арт премьеру» – художника, который у нас еще не был или был, но не делал работы на улице. Так, мы поработали с Heracut, ECB, Sam3, Peeta, Interesni Kazki и другими. Всех перечислить сложно и выделить кого-то сложно, все они дико интересные ребята. Например, художник, который приезжал в этом году - Thiago Mazza, он из Бразилии, сам о нас узнал, подал заявку, приехал и сделал отличную работу. Он изобразил Георгия Победоносца, который, как оказалось, является частью Бразильского фольклора и живет он у них на луне!
Какие бывают сложности – как организатор, скажу, что их много. Фестиваль сам по себе технически и логистически сложный, мы начинаем готовиться к «Стенограффии» в январе, а последний день фестиваля в этом году у нас - 25 сентября. Сложности с согласованиями эскизов чаще возникают, когда ты впервые выходишь на «новые земли». В эскизы стараются вносить правки, и не всегда адекватные. Тогда приходится защищать работы наших художников, а заканчивается все по-разному: либо отстаиваешь эскиз полностью, либо просишь художника внести кое-какие правки, иногда приходится просить переделывать или отклонять участие. Без разрешения от города мы не работаем. В Екатеринбурге, мы отлично ладим с Администрацией, нам доверяют в плане эскизов, помогают с согласованием локаций, практически не вмешиваются в творческую кухню, потому что мы работаем с ними уже шестой год. С другими городами у нас период выстраивания отношений - где-то легче, где-то сложнее, но, как показывает опыт, тут нужны время и системная работа.
Как организовать стрит-арт фестиваль
Механика простая. В начале весны мы объявляем конкурс эскизов, художники отправляют заявки, указывая в анкете в какой из населенных пунктов они хотели бы попасть. У «Стенограффии» их в этом году девять: Екатеринбург, Омск, Ноябрьск, Муравленко, Оренбург, Мыс Каменный, Новый порт, Ханты-Мансийск и Санкт-Петербург. Последние два года показали, что художники все чаще заинтересованы принимать участие в северных городах. После сбора эскизов мы формируем команду под каждый город, учитывая пожелания самих участников, их графики, особенности города и логистику по стране. Что круто, заявки нам отправляют не только из России и СНГ, участвовать хотят европейцы и художники из других стран.
Затем мы приступаем к согласованию эскизов с Администрацией города и собственниками поверхностей, на которых собираемся рисовать. Когда все согласовано, выезжаем в город командой организаторов, готовим все к приезду художников. За три дня проводим разрисовку, лекции и устраиваем мероприятие с привлечением местного хип-хоп сообщества. Мы привозим с собой не только художников, но и битбоев, MC, создаем арт-объекты, привлекая жителей города.
Если сравнивать с прошлым годом, фестиваль все больше интересует СМИ: график интервью, записей в передачах на ТВ и радио очень плотный, правда вопросы повсюду одни и те же: «Сколько было эскизов? Что будут рисовать? Что художник хотел сказать своей работой?» У художников тоже спрашивают, какой глубинный смысл носят их работы? Выходить в новый город не так просто – нужно время, чтобы завоевать доверие и у Администрации города, и у жителей. Если Екатеринбург уже привык, и «Стенограффия» это праздник, к которому подключаются десятки волонтеров от школьников до владельцев бизнеса, - то в новых для фестиваля городах к нам относятся настороженно, пока наблюдают. Но уже на второй год нашего турне прием стал ощутимо теплее, вот это очень вдохновляет и радует.